Британский клавишник Кит Даунс имеет репутацию прогрессивного авангардного музыканта, работающего в области современной импровизации. Его сольный дебют на ECM «Obsidian» тоже звучал достаточно свежо и необычно для этого славящегося своим консерватизмом лейбла: органные пьесы, не вписывающиеся в привычные жанровые каноны и стоящие особняком как от джаза, так и от композиторской музыки. В то же время такой материал не казался чужеродным элементом среди других релизов ECM и успешно вписался в фирменную эстетику этой конторы. Да и традиционный джаз Даунсу вовсе не чужд, в чем можно убедиться по его работам в качестве сайдмена (например, в составе ансамбля Томаса Стронена Time Is A Blind Guide). В итоге музыкант стал резидентом лейбла: «Vermillion» — уже третий релиз Кита на ECM. И, кажется, пребывание в такой солидной компании оказало на музыканта определенное влияние.
На «Vermillion» Даунс сел за рояль, а в компаньоны себе взял шведского контрабасиста Петтера Эльда (Koma Saxo) и британского барабанщика Джеймса Мэддрена. Консервативный формат фортепианного трио задает свои правила игры. Скажем, в последнее время мы привыкли слышать Эльда в связке с барабанщиком Кристианом Лиллингером — их ритм-секция практически в любом проекте задает фирменный грув с влияниями хип-хопа и мат-рока, а упругий звук контрабаса Петтера всегда легко узнаваем. Здесь же для «танцев» совсем не остается места, а ритм-секции отводится скромная аккомпанирующая роль. Пианист, в свою очередь, тоже играет вполне по правилам жанра.
Даунс — музыкант с интровертной манерой игры, и его музыка требует внимательного глубокого вслушивания. В формате традиционного джаза она работает аналогичным образом. «Vermillion» совсем не пытается привлекать внимание слушателя эффектными ходами, но и для ненавязчивого фона он тоже не годится. Музыканты будто стараются играть как можно тише, и без должной концентрации музыка просто исчезает для слухового восприятия. Но перед теми, кто начнет серьезно в нее вслушиваться, откроется много прекрасного. Даунс показывает себя в качестве умелого джазового композитора, он выстраивает сложные пьесы, в которых находится место и для красивых гармоний, и для интересных импровизаций, и для техничных ритмических вывертов — такой ритм-секции всё же не пристало зря тратить свои таланты. Трио не впадает ни в слащавую сентиментальность, ни в сухой интеллектуализм. А под конец музыканты неожиданно выдают кавер на «Castles Made of Sand» Джими Хендрикса, опознать которую без подсказки сможет только по-настоящему внимательный слушатель — разумеется, этот тяжелый блюз превращен в нечто совершенно новое. Выбор песни, кстати, довольно неочевиден: Даунс и компания последовательны в своем отказе от популистских ходов.
Стиль «Vermillion» хочется назвать типичным ECM-джазом. Даунс настолько проникся звуковой философией лейбла, что создал идеально вписывающуюся в ее рамки работу. Но, хотя по меркам музыканта она кажется слишком традиционной, нельзя сказать, что Кит играет на чужом поле. Тихий, невозмутимый и немного меланхоличный джаз оказывается вполне близок подходу музыканта. Эта запись кажется чем-то совершенно непохожим, например, на его недавний альбом в дуэте с Люси Рэйлтон (которая, к слову, тоже нередко гостит в джазовых составах), у них можно найти и определенные точки пересечения. Даунс не отказывается от авангарда, но ему есть что сказать и в более традиционных жанрах. «Vermillion» — удачный тому пример.
Слушать на Apple Music | YouTube | VK Музыка | Spotify