Tord Gustavsen Trio
«Opening»
(ECM, 2022)

Этот релиз можно считать характерным образцом продукции ECM Records. Тут есть всё, что стереотипы связывают с прославленным лейблом из Мюнхена. И минималистично-невнятная, типично ECM’овская обложка, и скандинавские (в данном случае норвежские) музыканты, которых шеф лейбла Манфред Айхер привечает особо (понятие «холодный нордический джаз» родилось во многом благодаря многочисленным записям скандинавов на ECM), и записывался альбом в отличающемся отменной акустикой концертном зале Auditorio Stelio Molo в швейцарском Лугано (не первый раз в практике ЕСМ), и продюсером проекта выступал сам Айхер. Наконец, Торд Густавсен и его трио создают саунд, который идеально соответствует броскому девизу лейбла, когда-то придуманному журналистом, чье имя затерялось в истории: «Самый красивый звук после тишины».

При этом трио Густавсена сотрудничает с ЕСМ уже почти двадцать лет. Первый его альбом «Changing Places» был выпущен в Мюнхене еще в 2003 году. Тот проект был очень успешен, хотя и далек от стандартов ECM, но некая общая химия уже связала творческие поиски норвежского пианиста и принципы издательской политики немецкого продюсера. С тех пор они не расстаются, и представляемый нами «Opening» — уже девятый альбом Густавсена на ЕСМ. Предыдущий, «The Other Side», был издан в 2018 году и тоже в формате трио. Надо сказать, что за все эти годы в составе трио менялись только басисты: ударник Ярле Веспестад постоянно работает с Тордом Густавсеном с момента основания трио. А вот басист на «Opening» в очередной раз новый — это Стейнар Ракнес, опытный музыкант, работавший с Чиком Кориа, Майклом Брекером, Бобби Макферрином и многими скандинавскими мастерами. Забавно, что все трое участников ансамбля учились в консерватории Тронхейма. Правда, Веспестад постарше (он родился в 1966 году) и учился раньше, а вот Густавсен (род. 1970) и Ракнес (род. 1975) пересекались в стенах этого учебного заведения — только Торд появился здесь уже с дипломом бакалавра по психологии, полученном в университете Осло.

Но вот играть на фортепиано, сочинять музыку и импровизировать он начал с раннего детства — возможно, вдохновленный суровой красотой пейзажей сельских районов страны, где он рос, и, несомненно, духовной музыкой, которую он играл в местной церкви. Видимо, тогда же полюбил и фольклорную музыку Скандинавии, которая стала постоянной частью зрелых работ пианиста. Присутствует она и на «Opening»: пьесу «Findings» трио заканчивает инструментальной версией шведской народной песни «Visa från Rättvik», а финальными треками программы Густавсен сделал джазовые версии основанных на фольклоре сочинений двух норвежских академических композиторов. Но основа альбома — это собственная музыка Торда Густавсена, в которой автор оставляет широкое поле для импровизации. Нерв этой музыки — постоянные диалоги Густавсена и Ракнеса, в которых Веспестад выступает чаще всего в роли тонкого, внешне почти незаметного модератора. Торд, кажется, едва прикасается к клавишам, у него субтильное, «женское» туше и играет он с многочисленными паузами, словно давая прочувствовать слушателю каждый звук и оценить ту самую тишину (помните девиз ЕСМ?) между ними. Новичок Ракнес прекрасно адаптировался к манере игры лидера. Его инструмент чутко отзывается на фразы фортепиано, но может и сам вести и развивать мелодию пьесы (мелодия присутствует в музыке Густавсена неизменно, фри-джазовый хаос ему чужд). Пьесы «Shepherd Song», «Stream» или «Ritual» мне кажутся лучшими образцами их взаимодействия. Но есть в альбоме и композиция «Helensburgh Tango», где точно так же неторопливо, скупо по выразительным средствам, но методично и последовательно музыканты препарируют популярную танцевальную тему, которую в их версии не опознал бы и Астор Пьяццолла.

…Восприятие музыки, среди прочего, можно делить и по времени суток. «Opening» — вечерняя музыка. Ее хорошо слушать, когда сгущаются сумерки и, на мой вкус, в одиночестве. Чтобы почувствовать ее красоту, вам просто необходимо отрешиться (ненадолго, всего чуть больше академического часа) от всех дел и забот, от всех внешних раздражителей. Думаю, это усилие будет вознаграждено.


Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии