Константин Сухан «Orient Express» (On the Air, 2021) | Джазист | Рецензии

Константин Сухан
«Orient Express»
(On the Air, 2021)

Рейтинг: 4.5 из 5.


Значение фигуры Константина Сухана для российской импровизационной сцены трудно недооценить. В свое время он открыл лейбл «ТОПОТ», рубил ноу-джаз в золотом составе группы «Бром», участвовал в самых сумасшедших коллаборациях с такими именитыми импровизаторами, как Генри Кайзер или Фамоду Дон Мойе, наконец, исполнял пьесы радикальных и сложных академических композиторов вроде Георгия Дорохова или Алексея Сысоева. Многие проекты Сухана сформировали современный язык джазовой импровизации, а сам Костя, вовремя сделав шаг в сторону от свободного джаза, углубился в изучение эмбиентной музыки и переосмысления стандартов в составе супергруппы Sober Head.

В последние несколько лет Сухан сконцентрировался на поисках нового музыкального языка, пропуская звуки своей трубы через дилей и некоторые другие гитарные примочки. Подобная практика в разы увеличила творческие просторы Кости как композитора — кажется, теперь его музыка стала пробивать небеса.

Сократив количество своих действующих проектов до трех, Сухан сконцентрировался на записи сольных альбомов и взял в привычку выпускать по одному в год — прямо в свой день рождения. Таких работ в его дискографии уже пять. 29 июля на собственном лейбле Кости On the Air состоялась премьера нового полноформатника под названием «Orient Express». Кажется, с каждым новым лонгплеем Сухан только удваивает силу своей музыки — этот альбом звучит еще диковиннее предыдущего. Как всегда, в авангарде — задилеенная труба, надувающая пушистые звуковые облака. Восточной темы, вопреки названию, в альбоме не слышно (если только не брать в расчет общее звуковое колыхание), зато поездов тут много. В первом треке в унисон Косте гудят вечерние составы, полноценная перкуссия имитирует стук колес, а затем сэмплы стука колес имитируют перкуссию. К кольцам звука, которые Сухан выдувает в «African Princess», присоединяется минималистичная электроника. А вот композиция «Nutty», наоборот, сыграна совершенно «на сухую», без всяких домыслов, уловок и дополнительных приспособлений. Чуточку чокнутая мелодия прекрасно контрастирует со следующей протяжной индийской рагой из трека «In»

Однако центральным произведением альбома нужно назвать тринадцатиминутный эпос «Депо» — трехчастную композицию, сублимирующую в себе всё: зацикленный звук трубы в сурдину и просто так, навороченные и неожиданные вкрапления электроники, звучащие как зашифрованные сигналы диспетчеров, момент леденящей тишины и много-много эха. Этот трек, написанный в соавторстве с женой Кости Милой, получился чрезвычайно живым и архитектурным.

«Orient Express» — это лучшее звуковое сопровождение для внутренних путешествий последней трети лета, когда темнеет еще не очень рано, облака имеют протяжные и причудливые очертания, а закаты наполняются насыщенным фиолетовым цветом.


Об авторе

Евгений Галочкин

Сооснователь лейбла «ТОПОТ» и фестиваля новой экспериментальной и импровизационной музыки «Рихтерфест».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии