Hank Roberts Sextet
«Science of Love»
(Sunnyside, 2021)

Рейтинг: 4.5 из 5.

Нью-йоркский авангардный и джазовый виолончелист Хэнк Робертс известен прежде всего своими записями с Биллом Фризеллом и Тимом Берном, сделанными еще в 80-х годах. О других его работах знают меньше. Во многом потому, что после этого периода его сольная карьера толком так и не сложилась — на пике активности он резко ушел в тень. В 1989 году Робертс переехал из Нью-Йорка в провинциальный город Итака и почти не выступал, хотя время от времени продолжал записываться и с Фризеллом, и с другими музыкантами. Причины, как объясняет музыкант сегодня, были личными: он растил детей. 25 лет спустя, как только младший из четверых отпрысков Хэнка отметил совершеннолетие, Робертс взялся наверстывать упущенное. Он вернулся в Бруклин, начал давать концерты, общаться с коллегами и между делом подбирать состав собственного джаз-бэнда. Так и родился его нынешний секстет, чей первый — сильнейший! — альбом «Science of Love» заслуживает всяческого внимания.

Именно в Нью-Йорке Робертс почувствовал интенсивное вдохновение. В город он вернулся еще в 2015-м с готовым замыслом будущего альбома, но на проработку идей и создание секстета ушло несколько лет. Парадоксально, что концепция альбома напрямую связана с понятием любви. Робертс в первую очередь ассоциируется с джазовым постмодернизмом, ведь в его богатой и нюансированной манере спрятано множество отсылок и цитат. Для постмодернистов творчество нередко соседствует с скепсисом; для Робертса же это способ привнести в мир свет и равновесие — то есть любовь.

Секстет из тромбона, саксофона, виолончели, скрипки, фортепиано и ударных — необычное сочетание для джаза. Ожидаешь от такого ансамбля, что и играть он будет что-то необычное, на стыке академической и авангардной музыки. Собственно, так и выходит. «Science of Love» заставляет вспомнить не столько, скажем, Чарльза Мингуса, сколько ранний прог-рок (например, Gentle Giant) с характерной для него калейдоскопичностью тем и настроений. Подобная резкая и игривая смена музыкальных образов характерна и для модернистской музыки — можно вспомнить, к примеру, известный струнный квартет Леоша Яначека.

Довольно нетипично и решение, которое Робертс выбрал для композиционной формы своего альбома. «Science of Love» состоит не из отдельных композиций, не связанных между собой, а из большой сюиты, развивающейся и разрастающейся по ходу музыкального повествования. Как и в классической сюите, в ней объединены разнохарактерные пьесы — от разухабистого бодрого грува «G — The Sharp Peak of the Science of Love» через танец, меланхолию, сосредоточение и поиск к пронзительной, полной щемящей интенсивности «G — Circular Rejuvenation». Сюиту обрамляют две прекрасные независимые композиции — пританцовывающая «SAT / SUN PA TU X» (разработка одной из старых пьес Хэнка Робертса) и флегматичная «205».

Как указывает пояснение к альбому, когда Хэнк Робертс — поначалу один, а затем с помощью секстета — сочинял музыку, он размышлял об энергиях, объединяющих всё сущее: от листьев, которые колышет ветер, до человеческого сознания. По мысли Робертса, которую он облек в музыкальную ткань, такой энергией является притяжение, объединение разрозненного. Как целостность возникает из фрагментов, как мир возникает из объединения моментов и мимолетностей, так и музыка альбома — сложная, комплексная, полифоническая — вырастала из первоначальных мелодических набросков. Да, в результате получилась пластинка, которую вряд ли выйдет послушать фоном, уж слишком мелки и обильны детали, необычны превращения тем и гармоний. Но если дать этой работе время, если пройти вслед за Робертсом через пространство неожиданных метаморфоз, ваши усилия будут обязательно вознаграждены.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии