Ксения Фёдорова
«Waves»
(FANCYMUSIC, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Пианистка и вокалистка Ксения Фёдорова наиболее известна как фронтвумен петербургского трио Kubikmaggi (с 2017 года свое название оно предпочитает писать латиницей). Альбомы этого коллектива выходят редко: за полтора десятка лет существования выпущено всего три полноформатника. Но на каждом из них — отличный звук и сильный материал, и с каждой новой записью музыканты делают заметный шаг вперед. Работу в группе Ксения совмещает с сольным творчеством, в котором тоже никуда не торопится: первый ее альбом «Оом Ра» вышел в 2010 году, следующий, «Переходный этап», — в 2019-м. Все эти годы Фёдорова играла на концертах множество новых песен, но на записи попадала далеко не каждая. Словом, налицо скрупулезный подход к творчеству и проявления перфекционизма. А вот новый альбом Ксении «Waves», родившийся из экспериментов карантинного периода, был записан и издан неожиданно быстро — и его материал заметно отличается от того, что Фёдорова сочиняла и играла раньше.

Творчество Kubikmaggi обычно относят к авант-джазу, но это очень условное определение: в их музыке есть влияния рока, инди-попа, сочетание элементов свободной импровизации и чуть ли не академического подхода. Причем академизм более свойственен работам трио, нежели самой Ксении. Группа тяготеет к достаточно крупным музыкальным формам — ее второй альбом назывался «Suites»; содержание соответствовало заголовку. А на сольных работах Ксения отдает предпочтение более лаконичным и простым по устройству вещам. На предыдущих записях это были хоть и довольно странные, но всё же песни под фортепианно-электронный аккомпанемент. В «Waves» песен почти нет. Каждая композиция задумывалась как аудиовизуальный перформанс, где звуковые дорожки сопровождаются абстрактными изображениями и видеорядом. Узнать, как это выглядит, можно на YouTube-канале Фёдоровой. Вместе номера образуют серию этюдов, музыкальным языком описывающих волны. Их продолжительность условна: по словам Ксении, они могут продолжаться как три минуты, так и десять.

Фортепианные композиции на «Waves» действительно иллюстрируют движения и колебания воды. Открывающая вещь «Wave I» построена на умиротворенном паттерне, повторяющемся через паузу. Паузы отличаются по длительности и заполняются едва слышными отдельными нотами — как легкие волны, выбрасывающие капли на берег. Этот минималистично-импрессионистский подход используется и в других композициях, но везде по-своему. Где-то меняется темп, атака и характер исполнения — и «волны» становятся более напористыми; «Wave II» — это уже почти шторм. Где-то Ксения выходит за рамки традиционного фортепиано — и препарирует инструмент ради нестандартных тембров. Где-то добавляет вокализы — как, например, в «Wave VI». В основе этой композиции лежит народная песня Псковской области «Посею свое горе». Фортепианные импровизации в ней прерываются пением а капелла. Ксения, чья манера петь и раньше заставляла вспоминать фолк-традиции, берется за народную музыку — и результат обезоруживает. Тихие, нежные напевы вызывают чувство позабытого домашнего уюта из детства. Русская тоска, изначально заложенная в песне, отходит на второй план; в исполнении Фёдоровой она звучит скорее как утешающая и дающая надежду колыбельная.

«Волны» на этом альбоме разделяются более экспериментальными миниатюрами. В ход идут электронные эффекты и полевые записи. «Lens», например, начинается с психоделических электронных пульсаций, затем переходит в городской шум, в глубине которого слышна музыка. В «Suck In» неразборчивые шумы и обрывки разговоров сменяются церковным пением под орган, на фоне которого слышны перешептывания людей в храме. А в «Horns» сквозь тревожный дроун можно расслышать обрывок объявления о технике безопасности из метро и фрагмент аккордеонной мелодии. Такие коллажи из повседневных звуков и мрачной электроники могут показаться чужеродными вкраплениями в основной материал. Но они вполне соответствуют импрессионистскому настроению альбома и удачно оттеняют его звучание.

«Waves» — это, пожалуй, музыка для камерных академических залов, а не для джаз-клубов, хотя импровизационные элементы в ней присутствуют. Она требует внимательного, активного слушания — только так можно прочувствовать, как искусно Фёдорова играет с акустическим пространством, временем и настроением. Ксения использует небольшой набор выразительных средств, но это как раз тот случай, когда простота не идет в ущерб содержательности.

Слушать альбом: Apple Music I Spotify I Bandcamp I Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии