Susie Ibarra «Talking Gong» (New Focus, 2021) | Джазист | Рецензии

Susie Ibarra
«Talking Gong»
(New Focus, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Перкуссионистка Сьюзи Ибарра — женщина смелая: мыслит она крупными категориями и амбициозными проектами. Однажды она написала полуимпровизационную музыку для ансамбля из 80 перкуссионистов, животных и птиц. Затем собрала всю эту ораву музыкантов на сцене (животных и птиц записали заранее, в естественной среде, так что они от участия были освобождены) и дирижировала ей. В другой раз она озвучила мобильное приложение — аудиогид для прогулок по марокканскому городу Фес. Приложение ведет пользователя по тем дорогам, где когда-то пролегали русла десятков рек, речушек и каналов. А потом Ибарра и сама прошла почти 2000 километров вдоль реки Ганг, чтобы записать звуки тающих ледников в Гималаях для уже другого проекта.

Меры для Ибарра не существует и на сцене. Вот как может быть «обставлен» концерт этой невысокой тихоголосой филиппинки, которая вопреки своим идеям и музыке оставляет впечатление крайне скромного человека. Пара десятков бирманских барабанов, расставленных по кругу. Стандартная барабанная установка. Доска с восемью чашеобразными гонгами — часть филиппинского ансамбля кулинтанг. Металлическая, деревянная, кожаная перкуссия всех форм и размеров. Колокольца, щетки, тарелочки. Наконец, все эти компоненты сразу, по отдельности или в любых комбинациях. Плюс почти обязательный видеоарт или перформанс: например, приглашенные художники рисуют абстрактные картины или танцоры импровизируют на тему азиатского фольклорного танца.

В этом смысле альбом «Talking Gong», который Ибарра записала с новым для себя трио — образец сдержанности и минимализма. Нет, арсенал ее средств не оскудел, но играет она так, словно каждый звук — на вес золота, а бюджет, сами знаете, не резиновый. Зато у коллег — Алекса Пе (фортепиано) и Клэр Чейз (флейта) — безлимитный овердрафт и полная свобода. Оба они — молодые представители импровизационной школы Нью-Йорка, которые явно разделяют стремление Ибарра превратить любую запись в исследовательскую работу на стыке академизма, свободной импровизации, джаза, традиционной музыки. Так и происходит: буквально с первых секунд на «Meriendas 1» все инструменты звучат так, словно им заткнули рот кляпом. Пианист щиплет струны; флейтистка дует «вхолостую», не извлекая ноты; перкуссия звучит глухо, будто ее обвязали несколькими слоями материи. Дальше, в «Meriendas 2», все трое играют совершенно по-другому: нарочито легко и весело, даже конвенционально, злоупотребляя форшлагами. Но больше всего впечатляет 17-минутная заглавная вещь — сравнительно понятная и доступная, с внятной (и очень джазовой) мелодической линией, несколькими контрастными частями и чутким разговором исполнителей друг с другом.

У филиппинцев, рассказывает в интервью Ибарра, особое отношение к ритму. Они не спрашивают, в слабую долю играть или в сильную. Они задают другой вопрос: «Где мой сосед?». Ансамбли, особенно перкуссионные, играют в обществе Юго-Восточной Азии объединительную роль. Исполнители, которые живут по соседству, приходят подыгрывать друг другу, подхватывают тему и развивают ее, сплетают разные узоры ритмов в сложнейшие полотна — словом, разговаривают с помощью музыки, спорят, ссорятся и мирятся. То есть «Talking Gong» — это буквально «разговаривающий» гонг, а еще слушающий, советующий и радушно приветствующий другие инструменты.

На второй половине альбома «Talking Gong» у каждого из участников трио есть свой условно-сольный номер. Примечательно, что и флейта, и фортепиано во время своих «пяти минут славы» довольно быстро вспоминают о собственном перкуссионном потенциале. В ход снова идут специфичные приемы: пиццикато, удары ребром ладони по инструменту, глухие шлепки, резкие выдохи воздуха. Сама ткань музыки начинает определяться через ритмические паттерны, а не через мелодии. Звучит это так, словно наконец нащупана точка пересечения — собрался тот самый «соседский» ансамбль, в котором разномастные участники находят общий язык. Если задуматься, мегаломанский всё же получился проект: Ибарра и коллегам удалось доказать, что все инструменты — в душе своей немножко перкуссия.


Слушать альбом: Apple Music | Spotify | Deezer | YouTube Music | Яндекс.Музыка | Bandcamp

Об авторе

Наталья Югринова

Главный редактор JAZZIST. Журналист, копирайтер. В детстве слушала мамины пластинки Сонни Роллинза и Бена Уэбстера — и они до сих пор не отпускают. Автор Telegram-канала Eastopia.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии