Kyoto Jazz Massive «Message From A New Dawn» (Extra Freedom/Especial, 2021) | Джазист | Рецензии

Kyoto Jazz Massive
«Message From A New Dawn»
(Extra Freedom/Especial, 2021)

Конец ушедшего года неожиданно подарил поклонникам второй долгоиграющий альбом от дуэта Kyoto Jazz Massive — ветеранов японской и мировой ню-джазовой сцены, предыдущая большая запись которых датировалась 2002 годом. Сознательно или в силу обстоятельств выдержав паузу почти в двадцать лет, братья Сюя и Ёсихиро Окино вернулись c «Посланием нового восхода» (так можно перевести название нового альбома) — к радости поклонников, у себя на родине и далеко за ее пределами. Еще бы не радоваться: в начале 90-х годов братья Окино (вместе с United Future Organization, DJ Krush, Синити Осава из Mondo Grosso и другими) стояли у истоков японского клубного джаза. Их вотчиной был японский регион Кансай, куда входят Осака и средневековая столица Киото. Кансай веками представлялся культурным антагонистом Токио — соперничество регионов уместно сравнить с противостоянием Москвы и Петербурга.

Можно по-разному относиться к ню-джазу как к явлению, но то, что это направление на рубеже тысячелетий подарило целый ряд замечательных музыкальных проектов и привело к джазовой и фьюжн-музыке новое поколение слушателей, — факт, от которого никуда не деться. Сам термин, впрочем, вызывает вопросы — вовлеченные музыканты всегда старались его избегать, предпочитая ярлык «кроссовер-джаз», который гораздо органичнее и точнее передает суть этой музыки. Соул, джаз, фьюжн, диско-буги, фанк, электроника, обильно сдобренные афро-бразильскими ритмами и выдержанные в русле японской мелодичности, — примерно из таких составляющих складывалась музыкальная формула Kyoto Jazz Massive. Подобной же яркой смесью жанров характеризовалось и творчество их сподвижников.

К концу 2000-х общемировой интерес к ню-джазу сошел на нет. Хотя Япония всегда оставалась местом, где апологеты звучания чувствовали себя прекрасно, — здесь сформировалась интереснейшая околоджазовая сцена, и братья Окино, несмотря на то, что почти не выпускали новых записей под именем Kyoto Jazz Massive, оставались в ее первых рядах. Все эти годы Ёсихиро в Осаке занимался собственным магазином пластинок и лейблом Especial Records, Сюя тем временем развивал в Токио сольную карьеру и заодно открыл в районе Сибуя бар The Room — важное заведение на музыкальной карте японской столицы, в котором джаз звучал как вживую, так и в исполнении диджеев. Клуб существует уже четверть века, он благополучно пережил и массированную городскую перестройку к Олимпиаде-2020, и ковидные локдауны. Другим детищем музыканта стал Tokyo Crossover Jazz Festival — крупный фестиваль, куда Сюя ангажирует лучшие силы японской и мировой кроссовер-сцены. Все эти годы проект Kyoto Jazz Massive фактически был заморожен. Братья записывали новые вещи (в джазовой связи стоит упомянуть кавер-версию на «Karmapa Chenno» Дона Черри и трек «Off and On» для сборника Blue Note Japan), но крайне эпизодически. Двадцать лет — внушительная пауза, которая обязывала музыкантов выпустить альбом высочайшего качества. Так и получилось.

На новом альбоме мы слышим всё тех же старых добрых Kyoto Jazz Massive, но это уже не тридцатилетние романтики, а сильно заматеревшие в своем мастерстве классики. Джаза как такового, пожалуй, стало больше, но в случае с музыкой KJM не совсем понятно, в каких единицах следует «измерять» джаз. Если звучание первого альбома строилось во многом вокруг клавишных в исполнении Хадзимэ Ёсидзавы из Sleep Walker, то на «Message From A New Dawn» мы слышим целую плеяду приглашенных гостей. На трубе играет Табу Зомби из death jazz-команды Soil & Pimp Sessions, на клавишных — Такуми Канэко из спейс-фьюжн-группы Cro-Magnon, а на басу — Кэнъити Икэда из буги-фанкового проекта Root Soul. Среди других приглашенных музыкантов в записи альбома приняли участие Кадзутакэ Такэучи из феноменального клубного оркестра A Hundered Birds, барабанщик Ясуси Фукумори и даже первая скрипка Венского филармонического оркестра — одессит Кирилл Кобанченко.

Но главной звездой и свадебным генералом альбома стал нью-йоркский вибрафонист Рой Айерс, с которыми братья Окино давно мечтали поработать вместе. Его инструмент звучит на центральном хите «Get Up» — скоростном фьюжновом треке, выполненном в лучших традициях клубного танцевального джаза. Здесь, как и в еще четырех композициях, гостит также замечательная вокалистка Ванесса Фримэн, с которой KJM работали еще на дебютном альбоме. Ее голос одновременно сочетает традиции церковного госпела и вокала, который используется для создания приджазованной хаус-музыки — и это еще один важный инструмент в руках братьев Окино.

Захватывает дух и от инструментального трека «Visions Of Tomorrow», наполненного афро-бразильскими ритмическими узорами; ассоциации с «LIght As A Feather» и «Outubro» Azymuth или «Brazilian Love Affair» Джорджа Дюка неизбежны. Внимание стоит обратить и на танцевальный фанковый номер «Primal Echo», который звучит так, будто его сочинили только что вернувшиеся вместе с дискотеки Дональд Бёрд и братья Мизеллы. «The Message» полон отсылок к треку «Brightness Of These Days» с первого альбома KJM, когда-то ставшему маленьким нью-джазовым гимном. Заканчивается альбом номером «Eternal Tide» — иронично-задумчивой и очень японской композицией, оставляющей после себя элегантное многоточие. Похоже, точку на творчестве Kyoto Jazz Massive действительно ставить еще слишком рано.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии