Low Kick Collective «Kafka» (self-released, 2022) | Джазист | Рецензии

Low Kick Collective
«Kafka»
(self-released, 2022)

Петербургская команда Low Kick Collective собралась в 2017 году, выбрав в качестве основного музыкального ориентира дарк-джаз. Жанр к тому моменту уже был практически мертв: многие группы тихо исчезли, а те, кто еще оставался на плаву, уже не могли предложить слушателям практически ничего нового; загнанный в узкие звуковые рамки стиль быстро себя исчерпал. Казалось бы, молодым группам было нечего делать на этой территории, но неожиданно в России образовалась небольшая сцена, способная раскрыть новый потенциал дарк-джаза. Low Kick Collective сыграли одну из ведущих ролей в этом процессе. За пять лет существования группа расширила состав с дуэта до квартета, давала концерты как в солидных джазовых клубах, так и на андеграундных площадках, выпустила ряд студийных и концертных альбомов. Ее свежая студийная работа «Kafka» снова демонстрирует прекрасную творческую форму коллектива, а вот можно ли судить по ней о состоянии дел в современном дарк-джазе, вопрос неоднозначный.

Альбом и его заглавный трек названы в честь Франца Кафки — автора, довольно близкого к дарк-джазовой эстетике (достаточно сказать, что это любимый писатель Дэвида Линча — одного из главных вдохновителей жанра). Темная сюрреалистичная атмосфера музыки Low Kick Collective также довольно созвучна его произведениям. Но от стандартов, заданных в свое время Bohren & der Club of Gore, группа ушла очень далеко. Собственно, она никогда им и не следовала. Среди источников вдохновения музыкантов, помимо черно-белой нуар-эстетики, есть и современный импров, и академическая музыка, и экспериментальная электроника. 

Всё это можно слышать на «Kafka». В композициях здесь нередко возникают репетитивные паттерны с влиянием академического минимализма, к которым группа способна прибавить вполне рок-н-ролльного драйва. Но долго играть с минималистичными риффами музыкантам неинтересно, и они быстро переходят к импровизационной части, разрабатывающей изначально заданную тему. В главной роли здесь тенор-саксофон Антона Рязанова, ведущий протяжные партии теплым и уютным звуком, контрастирующим с мрачным настроем композиций. Вклад других музыкантов, впрочем, не менее важен. Электроника Николая Петрова удачно оттеняет партии лидера и наполняет пространство множеством интересных звуков. А ритм-секция Кирилла Секержицкого (контрабас) и Игоря Бородина (ударные) способна выдавать как мощный грув, так и эффектные импровизации.

В более-менее близком классическому дарк-джазу ключе на альбоме «Kafka» выдержана лишь композиция «Relapse»: в ней мы можем слышать тот самый замедленный свинг, который так полюбился ценителям нуара. Остальные же вещи вполне близки европейскому мейнстримовому джазу и фьюжну с некоторыми вкраплениями электронных и минималистских экспериментов — и они уже не стесняются более высоких темпов. Тем не менее загадочная темная атмосфера сохраняется и в них. Тут впору задаться вопросом, что же такое дарк-джаз на самом деле — жанр или эстетика? В первом случае к нему вряд ли можно отнести не только «Kafka», но и предыдущие релизы Low Kick Collective: как мы уже говорили, к соответствию классическим стандартам этой музыки группа не стремилась никогда. Второй же вариант для коллектива по-прежнему работает, и всё же кажется, что этот ярлык музыкантам уже не нужен. Их новая работа — это просто крепкий джазовый альбом, который, конечно, должен понравиться любителям нуара, но его потенциальная аудитория значительно шире.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии