Akira Sakata & Takeo Moriyama «Mitochondria» (Trost, 2022) | Джазист | Рецензии

Akira Sakata
& Takeo Moriyama
«Mitochondria»
(Trost, 2022)

Саксофонист Акира Саката в последние годы трудится не покладая рук и издает множество альбомов. Началось это при содействии американца Джима О’Рурка, в свое время вундеркинда экспериментальной музыки, а теперь одного из ведущих музыкантов на этой сцене. Джим давным-давно обосновался в Японии и плодотворно сотрудничает с Акирой с середины нулевых. Вот и архивный альбом с барабанщиком Такео Мориямой сводил О’Рурк. Предполагаю, что он и сподвиг откопать этот документ в архивах. Запись сделана в 1986 году, а вообще-то музыканты играли вместе еще в 70-х в трио пианиста Йосуки Ямаситы.

Альбом стартует с кларнетового соло Акиры Сакаты. Начиная лирично, он словно разгоняется лишь для того, чтобы в полной мере подготовиться к урагану альт-саксофона и ударных. Экспрессивная манера Сакаты и Мориямы наследует американскому фри-джазу 60-х и его немецкой версии 70-х, но, как это часто бывает с японцами, их версия еще более шустра и технична. Переваривая чужое наследие и находя собственные контексты, Саката и Морияма идеально взаимодействуют друг с другом, давая выход и собственным мыслям. После продолжительного шквала звуков Саката вновь берется за кларнет, пока Морияма получает шанс пару минут отдышаться, а затем они вместе неспешно развивают импровизацию, которая в итоге приведет к барабанному соло. Морияма выстукивает замысловатые ритмы, почти не касаясь тарелок и вместо этого концентрируясь на томах: отличная работа, в полной мере демонстрирующая и технику, и идею. 

Сюрпризом для слушателей станет интерпретация «Ghosts» Альберта Айлера. Как известно, его музыка насыщена духовностью, а это то, что нужно, чтобы не запутаться в виртуозных пассажах японцев. Они очень бережно относятся к корням своей музыки, и подчеркивая это, играют «Chiasma» авторства вышеупомянутого Ямаситы. Эта пьеса стала знаменитой после того, как ее исполнили The Thing на альбоме 2006 года «Action Jazz»; тем интереснее услышать версию на двадцать лет старше от тех, кто ее изначально и играл. Их напор другого рода, нежели гаражный и дерзкий фри Матса Густафссона, но они не уступают скандинавам в энергичности, а то и превосходят их.

Продолжая выступление, дуэт то и дело норовит вставить знакомые фразы или хотя бы кусочки помелодичнее в хаос фри-джаза, и это тоже особенность, близкая японцам, умудряющимся не сделать из таких вставок неуместную шутку. Альт-саксофон Акиры быстр и ярок, его молниеносные фразы буквально разрезают музыкальную ткань, которую бережно сооружает Такео. А под конец они играют среднетемповую вещь, идеально распределив силы и музыкальную драматургию всего концерта. И даже не самое выдающееся качество записи на стереокассетник не помеха для замечательного документа эпохи.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии