LRK Trio &
OpensoundOrchestra
«Live at VDNH Cosmos»
(Magnetophone Music, 2023)

Эти коллективы — почти ровесники: джазовое трио LRK образовалось в 2015 году, а академический OpensoundOrchestra появился в 2018-м. За прошедшее, достаточно небольшое, время оба ансамбля громко заявили о себе. LRK Trio превратилось в один из самых ярких и успешных российских ансамблей, играющих современный джаз. Евгений Лебедев, Антон Ревнюк и Игнат Кравцов благодаря активной гастрольной политике стали узнаваемыми и уважаемыми фигурами для джазового мира Европы, США и Японии, не говоря уже о российской сцене. Дискография группы регулярно пополняется, и среди ее альбомов практически нет проходных: каждый из них — еще один шаг вперед, еще один вариант поиска нового и неосвоенного. В 2022 году LRK Trio выпустило весьма достойный электроакустический альбом «Prayer», последний на сегодняшний день студийный проект группы. OpensoundOrchestra, возглавляемый своим основателем — скрипачом и дирижером Станиславом Малышевым, за эти же годы зарекомендовал себя как смелый и открытый для самых неожиданных экспериментов ансамбль современной академической музыки, которому в равной степени интересны авангард и музыка барокко, произведения маститых композиторов и молодых мастеров, новейшие тенденции и опыт предшественников.

Для совместного концерта LRK Trio подготовило программу, в которую вошли шесть композиций Евгения Лебедева и три — Антона Ревнюка, а также единственный кавер — пьеса Антонио Карлоса Жобима «Zingaro». Лебедев написал все аранжировки и выслал их Малышеву. Перед концертом «высоким договаривающимся сторонам» удалось провести только две репетиции, причем, как рассказывал Евгений в интервью Лейле Тулеушевой из Magnetophone Music, обнаружилось, что многие музыканты оркестра так и не успели познакомиться с нотами, поэтому играли с листа. Однако высокий профессионализм оркестрантов позволил им успешно освоить далеко не тривиальную программу.

Концерт состоялся 18 декабря 2022 года в довольно неожиданном месте: площадкой для него стал павильон «Космос» на ВДНХ. Я предпочел не просто слушать аудиозапись альбома, а смотреть видео, благо весь концерт выложен на YouTube. И когда зазвучал стартовый номер, пьеса Антона Ревнюка «Soyuz-Apollo» с альбома «Prayer», достоинства именно этих интерьеров с величественным куполом и фотографией Юрия Гагарина на одной из стен проявились особенно впечатляюще. Мне довелось рецензировать «Prayer» и слышать студийную версию «Soyuz-Apollo», но вживую композиция, включая финальный диалог ударных Кравцова и бас-гитары Ревнюка, заиграла новыми красками. Кстати, на бас-гитаре Антон играл лишь в четырех пьесах, а в остальных играл на контрабасе; главный акцент был сделан именно на акустику. И если на альбоме «Prayer» Евгений Лебедев чередовал рояль с синтезаторами, то здесь он играл исключительно на акустическом инструменте и дважды сменил рояль на аккордеон — конечно же, в бразильской теме «Zingaro» и в пьесе Ревнюка «Thoughts Of…».

Что же касается OpensoundOrchestra, то в общем саунде он, конечно, весьма заметен. Показательно, что тему Лебедева «Through the Winter» открыла здесь сольная партия скрипки, а в другой его пьесе «No Tears» именно оркестр оказался на первых ролях. Для трио работа с академическим составом вовсе не стала открытием: уже альбом «Open Strings» Евгения Лебедева и Антона Ревнюка при участии Игната Кравцова (до их «официального» объединения в LRK Trio) был записан со струнным квартетом, но благородный объемный звук большого состава создал совершенно особый эффект. Если «Prayer» со всеми оговорками тяготел к современному джазовому мейнстриму, то «Live at VDNH Cosmos» больше напоминает что-то из сферы «третьего течения»: академизма здесь явно больше, чем чисто джазовых моментов. И LRK Trio это нисколько не смущает. В уже упомянутом интервью Лебедев говорит об огромном желании соединить современные ритмы, джазовые гармонии с симфоническим звучанием. На мой взгляд, «Live at VDNH Cosmos» эту задачу успешно решает.


Слушать на YouTube | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии