Radio Citizen
«Lost & Found»
(Rauschen, 2023)

Radio Citizen — проект берлинского музыканта и продюсера Нико Шабеля, отлично известного на эклектичной фьючер-джазовой сцене еще с середины 2000-х. «Lost & Found» стал уже пятым по счету его лонгплеем; до этого Шабель выпустил по два альбома на знаковых для кроссовер-сцены лейблах Ubiquity и Sonar Kollektiv. «Lost & Found», как понятно из названия, представляет подборку ранее не издававшихся записей проекта. Они были сделаны еще на заре существования коллектива (а в группу помимо Шабеля входят и другие германские музыканты), с 2006 по 2010 год. Вообще, музыкальные интересы умелого мультиинструменталиста и искусного продюсера Шабеля одновременно лежат на территориях джаза, фанка, умной электроники, разнообразной этники и даже частично краут-рока. То, как он сочетает эти направления в рамках Radio Citizen, редко разочаровывает. А когда к его музыке добавляется голос Байки Плуватч, одной из самых удивительных и недооцененных вокалисток последней четверти века, именины сердца обеспечены.

Байка обладает уникальным, магически-бархатным тембром. Если сравнивать ее с великими, то имена Билли Холидей, Эрики Баду или вокалистки Sun Ra Джун Тайсон придут в голову прежде всего. Собственное творчество певицы с индийскими корнями и европейским образованием тоже всегда тяготело к джазу. Ее первые сольные записи выходили на лондонском лейбле Jazzman Records, а написанная на стихи Гёте и спродюсированная Максом Вайсcенфельдтом из Poets of Rhythm композиция «I Can No Poet Be» стала ее визитной карточкой на спиричуэл и фри-джазовой сцене. Манера Байки — что-то среднее между spoken word (то есть наложенной на музыку поэтической мелодекламации) и джазовым вокалом в традиционном понимании. Скажем так: это максимально поэтичный джазовый вокал. На своем единственном (не самом удачном) сольном альбоме «In Wonderland» Байка использует, например, абсурдистскую поэзию Льюиса Кэрролла из «Охоты на Снарка». Известность Байке принесли ее работы в качестве приглашенной вокалистки — вещи с ее участием вроде «Nightlight» Bonobo или «Tides» Beanfield в свое время стали большими хитами. Самые популярные треки Radio Citizen прошлых лет («Summer Days», «Everything») во многом обязаны своим успехом именно Байке.

Открывающий «Lost & Found» номер «World of Piece» звучит как идеальный эйсид-джаз в лучшем понимании этого слова. Кинематографичный нуар пульсирует басами, элегантным звучанием духовой секции и голосом Байки. Ритм-секция в этой композиции усилена драм-машиной под управлением битмейкера Масайи, который создает тонкий трип-хоповый узор. Он же приложил руку к созданию «Eastern Sun» — еще одного очевидного бриллианта, вошедшего в альбом. Эта композиция, во многом перекликающаяся с альбомом «Journey in Satchidananda» Элис Колтрейн, — дань давней любви Нико Шабеля к музыкальной традиции Индии и Востока. В наши дни его можно услышать, например, играющим со старейшей исполнительницей индо-джаза певицей Рамамани, виртуозом ситара Деобратом Мишра, в составе многонационального этно-джазового ансамбля JISR или как половину удивительного дуэта Sound Voyage, в рамках которого фолк-музыка Тайланда смешивается с дабом и электроникой. 

На «Lost & Found» голос Байки звучит в четырех композициях, и они предсказуемо становятся самыми яркими эпизодами записи, впрочем, нисколько не умаляя достоинств инструментальных номеров, вошедших в альбом. Среди них нужно отметить «Upper Class»  полную грува и спиричуэл-настроения версию старинного фанкового боевика The Poets of Rhythm, построенную вокруг звучания флейты Вольфганга Шлика. Флейт на альбоме вообще предостаточно; на «Going Down» и «One Eyed» за их партии отвечает уже сам Шабель. И если композиция «Going Down» с ее диким электронным ритмом отсылает к лучшим моментам «шпионского» трип-хопа 90-х, то «One Eyed» звучит как семидесятнический психоделик-фьюжн из каталога чикагского лейбла Argo / Cadet. Помимо духовых (саксофоны, флейты, бас-кларнет) Шабель также отвечает на альбоме за партии клавишных и баса, перкуссию и большую часть электроники. Местами альбом вполне успешно уходит от живого звучания в сторону клубного танцпола — например, наполненный витиеватым созвучием сэмплов трек «New York City Beat» с удовольствием отсылает к раннему хип-хопу и электро. 

По какой-то причине всей этой красоте не нашлось места на двух первых лонгплеях Radio Citizen «Berlin Serengeti» и «Hope and Despair». При этом проходные вещи, свойственные подобным «архивным» подборкам, на новой записи отсутствуют. Скорее наоборот: «Lost & Found» оказывается чуть ли не самой глубоким, матерым и разнообразным альбомом Шабеля и компании. За пятнадцать с лишним лет, прошедших с момента создания, эти треки отлично настоялись, дождались своего момента и в 2023-м звучат на удивление мощно и своевременно.



Слушать на Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии