Давайте прогуляемся — как бы невзначай предлагает певица Мадлен Пейру. Но тут же берет слушателя под руку и идет так бойко, что быстро смекаешь: прогулка ждет не из будничных. «Спустимся к воде, найдем настоящую любовь… Что-то пообещаем и научимся умирать», — мурлычет она в первой же песне «Find True Love», присыпленной блюзом, американой и той особой легкостью, с которой изрекают мудрости хорошо и насыщенно пожившие люди.
Мадлен Пейру всего пятьдесят; в стан «хорошо поживших» ее не записать, зато ее творческих путь, без сомнения, интересен и полон событий. Родилась она в Джорджии у пары эксцентричных хиппи, одержимых музыкой. Когда девочке было тринадцать, родители развелись, и она отправилась с матерью жить в Париж. Там, на мощеных булыжником улицах Латинского квартала, и началось ее музыкальное путешествие — подростком она играла на гитаре и пела, зарабатывая на жизнь. Лучше всего прохожие реагировали на песни-истории. Отсюда сложился задушевный, разговорный вокальный стиль Пейру. На новом альбоме она, как и в юности, поет своим характерным дымчатым как-у-Билли-Холидей голосом. Но теперь истории у нее особенные — о сокровенном, об общечеловеческом и, в свете предстоящих в США выборов, о политическом.
«Let’s Walk» — девятый альбом Мадлен и ее первый за шесть лет. Десять композиций, написанных в соавторстве с давним напарником Джоном Херингтоном, много работавшим и выступавшим с группой Steely Dan. И важный этап для нее. Впервые Пейру идет своей собственной дорогой, полностью отказавшись от каверов и интерпретаций джазовых стандартов, сделавших ее знаменитой.
В музыке, впрочем, «Let’s Walk» блуждает вокруг привычных для Пейру джаза, блюза, фолка и камерного попа. «Камерный» тут, пожалуй, самое важное слово — продакшн альбома таков, что слушатель, возможно, обернется раз-другой чтобы удостовериться, что Мадлен не стоит рядом с ним и не играет свои композиции вживую. Вокалистку поддерживает щедрая команда инструменталистов. Упомянутый Херингтон играет здесь на нескольких инструментах сразу; к нему присоединяются клавишник Энди Эзрин, басист Пол Фрейзер, барабанщик Грэм Хоторн и трое бэк-вокалистов.
Экспедиция под предводительством Пейру проходит по живописным тропам, но в рюкзаках отчетливо гремят камни непростого жизненного опыта и тяжких размышлений — особенно если вслушиваться в слова песен. В «How I Wish», ступающей траурным новоорлеанским маршем, певица говорит о безвинно убитых в 2020 году в США афроамериканцах и описывает себя как человека с черным сердцем, красным от стыда лицом и белой кожей. В «Nothing Personal» рассказывает о сексуальном насилии. В спетой по-французски и нарочито бурлескной «Et Puis» — о привилегиях буржуазного класса. Кому-то этот набор непременно покажется набившей оскомину лево-либеральной агиткой. Но то, как просто, без патетики и манифестов Пейру говорит об этих вопросах (если начистоту, действительно серьезных) не заставляет сомневаться в ее искренней ими озабоченности.
Преодолевая местность со сложным рельефом, Пейру не забывает наслаждаться пейзажем. Пьеса «Me and the Mosquito», вдохновленная песней Хэнка Уильямса «Fly Trouble», напоминает лимерик с карибским оттенком. Прямолинейная, как виски в барах американской глубинки, композиция «Showman Dan» — блюзовая дань уважения наставнику Дэнни Фицджеральду, с которым она объездила пол-Америки. Наконец, саркастическая «Take Care» с внезапным камео маримбы — это ска-упражнение в остроумии одновременно для вокалистки и гитариста, и оба справляются с ним в лучшем виде.
Да, «Let’s Walk» вряд ли заметят джазовые эксперты, подводя итоги года. Но для самой Пейру, как и для любых случайных слушателей с поэтическим настроем, этот альбом — прогулка из числа тех, что способны изменить ваш собственный путь.