Marshall Allen
«New Dawn»
(Week-End, 2025)

Саксофонист Маршалл Аллен родился в 1924 году в Льюисвилле, штат Кентукки. В возрасте двадцати лет он понюхал пороху Второй мировой: его 92-ю пехотную дивизию отправили во Францию, и она стала единственным подразделением из чернокожих и цветных, принявшим участие в боевых действиях на фронте. Оказавшись в Париже, Аллен осваивает саксофон. В 1958 году он присоединяется к Sun Ra Arkestra, которому и посвящает всю жизнь. После того как в середине 90-х сначала сам Сан Ра, а потом и сменивший его Джон Гилмор «покинули планету», Аллен принял на себя руководство оркестром. При нем коллектив выпустил два студийных лонгплея (последний на данный момент альбом «Swirling» вышел в 2020-м) и до недавних пор активно гастролировал по всему свету.

В качестве сайдмена Аллен работал с нигерийским барабанщиком Бабатунде Олатунджи, пионером фри-джаза Эдом Блэкуэллом, саксофонистом Оудином Поупом, группами Medeski Martin & Wood и Kronos Quartet, детройтским электронщиком Карлом Крейгом и поэтессой Энджел Бэт Дэвид — список можно продолжать еще долго. Тем удивительнее, что собственной сольной записи у Аллена до сих пор не было. Выпустив «New Dawn», он сразу же попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый старый в истории музыки дебютант, но этот альбом, конечно же, выходит за рамки символического подарка самому себе, сделанного ради газетных заголовков или статьи в «Википедии».

Дебют получился сильным и ярким, хотя и полным светлой грусти. «New Dawn» — это взгляд практически на всю историю джаза, но альбом удивительным образом перекликается с тем, что происходит на сегодняшней сцене. Дух Сан Ра незримо присутствует на этой записи, но главная ценность альбома в том, что он показывает Маршалла Аллена как самостоятельную творческую единицу. Продюсеры «New Dawn» подчеркивают, что альбом призван показать разные стороны таланта Аллена, эклектичность его интересов в джазе и его «спокойную сторону, о которой вы могли не знать». На «New Dawn» Аллен предстает перед слушателем как умудренный лирик и романтик, ироничный старик на эдакой африканской завалинке — и всё это резко контрастирует с привычным образом огненного демона-пришельца с саксофоном, выжигающим окружающее пространство вспышками космических лазеров.

Важная роль в создании «New Dawn» принадлежит саксофонисту и композитору Ноэлу Скотту, младшему товарищу Аллена по оркестру Сан Ра, с которым он играет с 1979 года. Они вместе разбирали бесчисленные нотные записи из архива Аллена, отыскивая фрагменты и идеи, которые впоследствии легли в основу альбома.

Настроение пластинке задает «African Sunset»: здесь тихий ритм, убаюкивающие духовые на фоне струнного оркестра и светлый блюз в исполнении гитариста Брюса Эдвардса, еще одного давнего товарища Маршалла Аллена по Sun Ra Arkestra. Аллен и его группа как будто играют на безумной вечеринке в честь высадившихся где-то в африканской глуши дружественных инопланетян. Дикое, но симпатичное смешение жанров, эпох и пространств, позитивный сюрреализм с цитатами из Сан Ра и фирменными звуками электронной флейты Аллена, которые обеспечивают происходящему космический и одновременно комический фон. Всё это напоминает красочный сон наяву.

Заглавный номер «New Dawn» — старомодный даунбит, на котором из ударных только щетки, а в качестве джазовой дивы пробует себя дочь Дона Черри и по совместительству крестная мать трип-хопа Нене Черри. Ее голос вступает в неспешный, почти семейный разговор с тихим саксофоном Аллена. «Тебя ждет новый рассвет», — говорит старику Нене. Аптемповая композиция «Are You Ready» отправляет слушателя на американский юг столетней давности: блюз переплетается здесь с музыкой шагающих оркестров, беззаботным рэгтаймом и прочими покрытыми паутиной артефактами. В «Sonny’s Dance» слушателя ждет один из лучших моментов альбома, и этот превосходный фри-джазовый номер — просто подарок. К числу несомненных удач можно отнести и десятиминутный африканский спиричуэл «Boma», импровизационный, грубый, полный энергии и солнца.

Альбом символично завершается пьесой «Angels & Demons at Play» с одноименного альбома Сан Ра. Это одна из первых композиций, созданных Алленом (в соавторстве с басистом Ронни Бойкинсом) для оркестра Сан Ра, которая на многие годы стала одним из самых исполняемых и узнаваемых номеров коллектива. В новой версии она звучит дымной дабовой абстракцией в духе футуристичных ритм-экспериментов Макайи Маккрейвена или Юссефа Дэйса.


Слушать на Spotify | Bandcamp | YouTube

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии