Не доводилось встречать любопытной, на мой взгляд, статистики: исполнители на каких инструментах чаще других становятся лидерами джазовых комбо? По ощущениям и наблюдениям за мощным потоком разнообразной джазовой продукции мне кажется, что басистов среди них достаточно много. Наверное, тут есть определенная логика: басист — это сердце любой джазовой композиции, человек, который держит развитие всей темы (конечно, если речь идет не об авангардных проектах). Ну а если он еще и сочиняет нешаблонную музыку, то это совсем здорово. Именно таков басист из Нью-Йорка Бен Вулф, человек, за плечами которого более чем сорокалетняя карьера в джазе, отличная школа ансамблевой работы с Уинтоном Марсалисом (как в его септете, так и в Jazz at Lincoln Center Orchestra), проекты с Дайаной Кролл, Бенни Грином, сочинение музыки для кино и десяток собственных альбомов, первый из которых, «13 Sketches», увидел свет еще в 1996 году.
«The Understated» — одиннадцатый альбом Бена Вулфа, как всегда составленный из его авторской музыки (более ста композиций Бена и наполняют его дискографию). По сравнению с успешным предшественником «Unjust» (2023) в новой команде Вулфа уже нет такой яркой звезды, как трубач Николас Пэйтон, но в нынешний квартет перешли другие работавшие с ним на «Unjust» музыканты: пианист Оррин Эванс (давний партнер Бена), саксофонистка Николь Гловер и ударник Аарон Киммел. В качестве гостей проекта в отдельных треках поучаствовали еще один пианист, Салливан Фортнер, и очень известный гитарист Расселл Мэлоун, для которого эта запись, увы, стала одной из последних.
В программу вошли преимущественно новые сочинения Вулфа, а также несколько композиций, известных по предыдущим записям, в том числе «Occam’s Razor» и «The Poet Speaks», фигурировавшая на самом первом альбоме Вулфа. Особенно велик удельный вес в новой программе баллад — из них составлена большая ее часть. Среди баллад выделил бы небольшую, но очень изящную «Ballad in B», продолжающую линию, начатую «Lullaby in D» на предыдущем альбоме. Есть, впрочем, в программе и более динамичные, темповые композиции. Например, «Anagram» с эффектным соло Вулфа или «Triangle Man». Нельзя не упомянуть и соло Мэлоуна в лиричной пьесе «Beautiful You». Независимо от настроения той или иной темы везде присутствует фирменный стиль Бена Вулфа: точная ансамблевая работа, лаконичность, если не скупость, выразительных средств, сочетающаяся с эмоциональной силой исполняемой музыки.
Бен назвал этот альбом «The Understated», что можно перевести по-разному: как «недосказанное» или даже «недооцененный». Такой пьесы в программе нет. Почему именно так, знает только сам Вулф. Будь моя воля, я бы назвал этот проект по композиции «Occam’s Razor», чье название очень точно отражает основной творческий принцип Бена Вулфа, о котором он высказывался у себя на сайте: «Важны не те ноты, которые ты играешь, а те, которые ты не играешь». Чем не бритва Оккама? Во всяком случае, Бен Вулф уж точно не умножает сущности без необходимости — и достигает при этом впечатляющих результатов.
Слушать на Spotify | Яндекс.Музыка | YouTube | Bandcamp