От почти любого релиза португальского лейбла Clean Feed ожидаешь бодрый композиционный фри-джаз и экспрессивную свободную импровизацию. Потому альбом шведского саксофониста Мартина Кюхена и словацкой перкуссионистки Михаэлы Анталовой вызывает удивление — он едва ли вписывается в эти рамки. Но тут надо вспомнить, что Кюхен не только лидер и композитор новоджазовой группы Angles, одной из жемчужин Clean Feed, и не только свободный импровизатор с массой коллабораций (от Джо Макфи до Praed Orchestra). Он еще и исследователь звука как такового — достаточно упомянуть его работы с гитаристом и крестным отцом электроакустической импровизации Китом Роу. Именно этот бэкграунд Кюхена пересекается с идеями поколения помоложе, к которому можно отнести Анталову.
Короткий, всего на 33 минуты, альбом словно отсылает к коллаборациям Кюхена середины нулевых — к дуэту Agape с гитаристом Давидом Стакенэсом и трио Looper с виолончелистом Никосом Велиотисом и перкуссионистом Ингаром Захом. Тогда они занимались скрещиванием приемов свободной импровизации с редукционистскими идеями и академическим, выверенным подходом к исполнению. За 15-20 лет появилось немало музыкантов, которые берут за основу те наработки, развивая их и углубляя. К ним можно отнести и Анталову. Она живет в Осло, а это одно из тех мест, где многие музыканты импровизационной сцены сосредотачиваются на длинных тонах, текстурах, небольшой громкости, мелких звуках и минималистичных ритмах. Достаточно вспомнить лейбл SOFA, с начала нулевых как раз занимающийся подобной эстетикой и дающий платформу как для корифеев сцены, так и для талантливой молодежи.
В первой же пьесе «Thunder Before» Анталова направляет музыку в медитативное русло, задавая неспешный ритм на напольном томе. Ритм то пропадает, то возвращается, давая слушателю ориентир и возможность прочувствовать движение музыки самому. Этот элемент отсылает дуэт куда-то к этнике и чуть ли не песенному формату с прямой бас-бочкой. Мартин Кюхен легко ориентируется в ритме и выдает замысловатые, намеренно «кривые» мелодии на сопранино-саксофоне. Вторая пьеса «Before Lightning» — более дроновая и сонорная. Мартин использует электронную танпуру (что вновь отсылает к традиционной музыке, в данном случае индийской), создавая тягучую платформу, которую поддерживает низкими нотами тенор-саксофона. Поверх танпуры Михаэла разукрашивает композицию при помощи рабочего барабана и «маленьких» звуков перкуссии. На следующем треке «Lightning» курс остается прежним, но средства меняются: здесь больше тарелок и внутренней экспрессии, ноты повыше, добавляется голос Михаэлы. Завершается альбом возвращением ритма и мелодии, но градус теперь явно высок. Мартин дует через саксофон в рабочий барабан, заставляя мембрану звучать, что лишь вносит красок в и без того разнообразную игру перкуссии. В самом конце композиции «Thunder» Анталова добавляет новых мотивов при помощи маракаса, под шуршание которого музыка уходит в тишину.
«Thunder Before Lightning» — свежее подтверждение универсальности Мартина Кюхена и его широкого круга интересов. В последние годы он чаще встречался слушателям на громких территориях фри-джаза и импрова, но как же здорово, что он не оставляет в стороне тихую музыку. Теперь нельзя не заинтересоваться и музыкой Михаэлы Анталовой. Ее внимательное и чуткое отношение к звуку наследует перкуссионистам разных поколений: Ингару Заху, Буркхарду Байнсу, Кристиану Вольфарту, Эдди Превосту, Ле Куан Ниню и другим. Хочется надеяться, что для дуэта Кюхен — Анталова этот альбом станет началом долгой и плодотворной совместной работы.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка