Массимо Маги — один из тех музыкантов, за которыми непросто уследить. Для этого есть несколько причин. Во-первых, он издает немало разной музыки, от сольных саксофонных альбомов и записей фри-импровных коллективов до концептуальных работ на границах электроакустики и визуального искусства. Во-вторых, некоторые альбомы Массимо выходят на совсем небольших лейблах или издаются на Bandcamp, и узнать о релизе можно разве что от него самого, наблюдая активность в социальных сетях. В-третьих, всё выпускаемое никак не собрано в одном месте: даже в авторитетной энциклопедии дискографий Discogs представлена едва ли треть всех релизов музыканта. Наконец, его работы не слишком-то часто попадают в руки рецензентов, что опять же значительно сужает круг потенциальных слушателей, которые узнают про релиз. Так что радует продолжающееся взаимодействие Маги с нью-йоркским лейблом 577 Records, у которого имеется охват аудитории побольше. «Toneflower» — это уже четвертый выпущенный здесь альбом.
Массимо из Австралии, а в последние годы базируется в Лондоне. Формально он саксофонист — но непростой. Достаточно вспомнить его альбом «Poussez» (2014), где он играл с саксофоном и но-инпут-микшером, положив первый на стол, пропуская сигнал через второй и препарируя его разными объектами. Тут непременно всплывет в памяти патриарх электроакустики Кит Роу и его тейблтоп-гитара, но вот с саксофоном так играют очень немногие. Или же взять «Sopranino Solo» (2012), записанный на редком виде саксофона, который немногие берутся взять за основу для целого альбома (из последних героев таким оказался Патрик Широиши с альбомом «Eye for an Eye»). Следующая важная для Маги стезя — электроника, а точнее, алгоритмы преобразований визуальных картин в звук. Один из примеров этого направления — «Sketches for the Chapel» (2017), отличный образец колкой и по-хорошему сырой электроакустики, наследующей одинаково и упомянутому Роу, и южнокорейскому движению вокруг крохотной сеульской концертной площадки Дотолим, и американскому нойз-импров-андеграунду на рубеже 2010-х (лейблы Pilgrim Talk, Erstwhile).
А вообще-то Маги — творец в самом широком смысле слова. Его визуальные работы можно найти в небезызвестной онлайн-галерее Saatchi Art. Можно вспомнить и про книгу с манифестом про цифровое искусство в качестве аудиоприложения или же 26-дисковый релиз саксофонных импровизаций с 87-страничным журналом. Всё это свидетельствует о том, что Массимо Маги — размышляющий музыкант, много работающий и не страшащийся бросить самому себе (и слушателям) новый вызов.
Несмотря на впечатляющую мультимедийность своего творчества, Массимо никогда не забывает об альт-саксофоне — это его главный инструмент. Он часто занимается осмыслением саксофоново-импровизационной истории. В аннотации к свежему альбому он апеллирует к наследию многих саксофонистов прошлого и нынешнего времени. Пропустив через собственную призму все эти влияния, на «Toneflower» Маги не просто записал соло на саксофоне — он добавил небольшую, но интереснейшую деталь: кроме собственно инструмента, мы слышим барабанную тарелку, входящую в резонанс со звуками альта. Если те же Эван Паркер или Джон Бутчер играют в помещениях с насыщенной, богатой акустикой, то Массимо идет своим путем и, наоборот, будто бы пытается убрать внешнюю акустику и уместить звук саксофона в резонансы всего лишь небольшого металлического объекта. Поначалу результат слушается крайне непривычно, однако это ощущение быстро проходит, и замысел раскрывается по мере того, как обращаешь внимание на отзвуки в тарелке. Тут чувствуются и отсылка к пружинному ревербератору, и тот самый интерес Маги не только к акустическому звуку.
Сам звук его альт-саксофона на этом альбоме будто стремится забраться повыше, в тембры сопрано, а использование циркулярного дыхания опять же заставляет вспомнить Паркера. Явный мостик, переброшенный к наследию британца, радует: не так часто саксофонисты заходят на территории, где, казалось бы, сам Паркер сыграл уже всё, что можно было сыграть. Массимо находит свои лазейки хотя бы при помощи того самого приема со звуком тарелки. Но и звук альта всё же другой по природе, и тем интереснее выискивать прочие референсы в игре Массимо: то проскользнет нотка Энтони Брэкстона с его некоторой небрежностью в звуке, то вспомнятся атональные переливы Тима Берна, то слышится приджазованность Стива Лэйси. Углубляясь в саксофоновое прошлое, австралиец находит связи между разными подходами и осмысляет всё наследие целиком по-своему. Самое же прекрасное в том, что Маги ушел от излишней концептуальности и выдал самый что ни на есть музыкальный материал, который легко и органично слушается — благо и альбом всего на 36 минут.