Enrico Rava & Fred Hersch
«The Song Is You»
(ECM, 2022)

Начнем с обложки: она впечатляет! Минимализм в оформлении релизов лейбла ECM почти достиг апогея: три неровные, словно процарапанные, линии на белом фоне напоминают о японском саде камней; даже просто глядя на них, можно медитировать до погружения в транс. Но перейдем к музыке и ее создателям.

Энрико Рава и Фред Хёрш — признанные и титулованные мастера, обладатели многочисленных наград, а главное, совсем разные по натуре музыканты.

83-летний итальянский трубач Рава — один из самых известных и уважаемых европейских джазменов, в первую очередь авангардистов. Он много работал со Стивом Лэйси, играл с Сесилом Тейлором, Карлой Блей, но в списке его партнеров можно найти и гораздо менее радикальных музыкантов — Джо Ловано, Гила Эванса, Ли Конитца. Первые собственные альбомы Равы начала 70-х (например, «Katcharpari») сочетают авангардные мотивы с модным тогда джаз-роком. Есть у Энрико Равы и проекты, созданные под влиянием ранних джазовых титанов — Луиса Армстронга или Бикса Байдербека. А с ЕСМ Энрико не прекращает сотрудничество с 1975 года — именно тогда вышел его знаменитый альбом «The Pilgrim and the Stars». Любопытно, что на записи с Хёршем он отказался от трубы и предпочел флюгельгорн с его более мягким звучанием.

67-летний американец Фред Хёрш, один из лучших пианистов и композиторов современного джаза, напротив, впервые записывается на ЕСМ. В особых симпатиях к авангарду он замечен не был: Хёрш тяготеет к рафинированному современному джазу, порой смыкающемуся с академической камерной музыкой. Свой первый альбом в качестве лидера Фред издал в 1984 году. Вот как он высказывается о работе в дуэте: «Дуэт дает мне возможность использовать всю клавиатуру для выполнения нескольких задач одновременно. Это также позволяет мне оркестровать музыку, а не просто играть блок-аккорды левой рукой… Я предаюсь любви к спонтанному контрапункту — двум или более самостоятельным мелодическим линиям, которые развиваются одновременно. Я могу мгновенно переходить от рычащего громкого звучания к пианиссимо. Дуэт — это сотрудничество и тесная связь. Вы должны быть совместимы, но в то же время отличаться друг от друга, чтобы каждый музыкант мог предложить что-то уникальное».

Общую почву для импровизации Рава и Хёрш решили искать в классике джаза. Открыв программу спокойным, немного грустным исполнением «Retrato em Banco e Preto» Антонио Карлоса Жобима, дуэт превращает классические стандарты эры свинга «Im Getting Sentimental Over You» и «The Song Is You» в близкий к авангарду фейерверк. А вот совместную четырехминутную импровизацию, так и названную — «Improvisation», музыканты проводят очень сдержанно, и флюгельгорн Равы, часто улетающий в верха, звучит на редкость лирично. Энрико и Фред играют и по одной композиции, сочиненной каждым из них. Свою пьесу «Childs Song» Хёрш начинает в характерной для него спокойной, даже философской манере, но во второй части композиции Рава резкими пассажами и ярким соло показывает, что в дуэте с ним эта вещь может выглядеть совсем иначе. А из двухминутной пьесы Равы «The Trial» музыканты создают маленький шедевр, который я назвал бы вершиной альбома.

Под занавес дуэт играет Телониуса Монка — «Misterioso» и суперхит на все времена «’Round Midnight». Исполнив эти пьесы с большим уважением, даже почтением к оригиналу, Энрико Рава и Фред Хёрш показывают, что весь современный джаз, включая и авангард, вышел из бопа. Традиции разных лет оказались той прочной основой, на которой Рава и Хёрш построили свой содержательный диалог.


Слушать на Deezer | Amazon

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии