Mediterranean Deconstruction Ensemble «Ay Senyora Novia» (Fancymusic, 2021) | Джазист | Рецензии

Mediterranean Deconstruction Ensemble
«Ay Senyora Novia»
(Fancymusic, 2021)

«Ансамбль Средиземноморской Деконструкции» — московский проект, разрабатывающий довольно необычную для наших краев нишу. Его творчество посвящено культурному наследию сефардов — евреев, исторически населявших территорию Испании до изгнания в конце XV века королевской четой Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской. После исхода этот народ расселился по разным частям Европы, Азии и Африки, но еще в течение столетий сохранял свою культурную идентичность и пользовался собственным языком — ладино. В результате катаклизмов ХХ века многие сефарды были уничтожены, другие были вынуждены покинуть свои дома и ассимилироваться в новых для себя странах. Как следствие, их традиции были во многом утрачены, а язык сегодня находится на грани вымирания.

Ансамбль основал пианист Григорий Сандомирский, который уже давно занимается переосмыслением сефардской культуры в ключе современной импровизационной музыки. Его предыдущим проектом, посвященным этой теме, была группа Lampa Ladino, в работах которой фольклорные мелодии вступали в симбиоз с постбопом и фьюжном. «Ансамбль Средиземноморской Деконструкции» — следующий шаг в этом направлении, отразивший опыт участия Григория в командах вроде Goat’s Notes: здесь сефардское наследие сталкивается еще и с фри-джазом. Такая эстетика может вызвать ассоциации с лейблом Джона Зорна Tzadik, но для России это, кажется, совершенно уникальное явление, да и за ее пределами найти похожее звучание будет не так просто. Группа дебютировала в 2018 году с успешным альбомом «Day De Senar» и спустя три года представляет новую запись — «Ay Senyora Novia».

В составе ансамбля, помимо самого лидера за фортепиано, играют трубач Салман Абуев, саксофонист Тимур Некрасов, кларнетист Андрей Бессонов и барабанщик Пётр Ившин, а поет Алина Ростоцкая. Также вокальные партии на альбоме исполняют Анастасия Доронина, Ася Фрейдкина, Алёна Николаева и Марья Суровцева, а Басем аль-Ашкар сыграл в некоторых композициях на уде. Большая часть материала на альбоме основана на традиционных сефардских песнях, также здесь есть композиция «Keren Or (Nocturno)» израильской певицы Ахиноам Нини (она же Noa) и две авторские вещи Сандомирского. С одной из них, «Scotch for My Brother», пластинка и начинается. Группа играет мотив в фолковом стиле под сложный ритм, вызывающий даже некоторые ассоциации с современными «математическими» стилями, и разрабатывает его сначала в постбоповом, а затем и во фри-джазовом ключе, периодически возвращаясь к исходной точке, уже несколько видоизмененной. Джаза здесь больше, чем этники, но такое начало всё же эффектно открывает альбом и настраивает на нужный лад. А затем начинается обращение уже непосредственно к традиции.

Сефардские мелодии могут вызвать ассоциации с балканской музыкой или, скажем, с клезмером. Также они впитали в себя влияния арабской, персидской музыки, фламенко и других средиземноморских стилей, что придает им своеобразный колорит. Особенно привлекает внимание язык ладино: он очень похож на испанский, а его сочетание с еврейскими мотивами делает музыку еще очаровательнее. Мягкая и нежная, но в то же время страстная манера Ростоцкой прекрасно подходит для такого материала. Это очень светлые и красивые танцевальные номера, где сложность ритмов ничуть не помешает пуститься в пляс, а настроение в очередной раз заставит восхититься стойкостью народа, сохраняющего оптимизм, несмотря на все испытания, выпавшие на его долю.

Но тут в дело вступает та самая деконструкция, провозглашенная главным эстетическим принципом команды, и разработка традиционных тем уводит музыку на совсем другие территории — то в томный салонный джаз, то в шумную свободную импровизацию, — а затем музыканты как ни в чем не бывало возвращаются к сефардским мотивам. Сандомирский здесь предпочитает оставаться в тени: иногда он выдает соло-импровизации, но чаще ограничивается ролью аккомпаниатора. А вот духовикам он дает гораздо больше свободы: они ведут основные мелодические линии, устраивают инструментальные дуэли в импровизациях и вообще не упускают возможности порезвиться.

В работе с таким материалом очень важно сохранять хороший вкус и не уйти в китч. У Григория Сандомирского и его ансамбля проблем с этим не возникает: разбирая, препарируя и собирая заново традиционные мелодии, они сохраняют их ритм, содержание и настроение так, будто эту музыку изначально сочиняли для джазовой команды. В материале не чувствуется ни искусственного усложнения, ни воспроизведения стереотипов. «Ансамбль Средиземноморской Деконструкции» пересобирает фольклорный материал, открывая его в новом качестве, но сохраняя при этом изначальную суть. И такого рода «апроприацию» можно только приветствовать.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии