Arturo O’Farrill & The Afro Latin Jazz Ensemble «...dreaming in lions...» (Blue Note, 2021) | Джазист |

Arturo O’Farrill &
The Afro Latin
Jazz Ensemble
«…dreaming in lions…»
(Blue Note, 2021)

O’Фэрриллы в латиноамериканском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся как лидер успешного биг-бэнда, композитор и аранжировщик для многих грандов джаза и латиноамериканской музыки, среди которых были Бенни Гудман, Диззи Гиллеспи, Стэн Кентон, Мачито, Тито Пуэнте. А мы представляем сегодня альбом, где играют его сын и два внука, причем сын (тоже Артуро, но без прозвища Чико), пожалуй, своей известностью уже превзошел отца. На счету Артуро-младшего несколько «Грэмми», и его биг-бэнд The Afro Latin Jazz Orchestra (основан в 2007 году по предложению Уинтона Марсалиса для выступлений в Линкольн-центре) считается лучшим большим составом латиноамериканского джаза. Кстати, последний на сегодняшний день «граммофончик» принес O’Фэрриллу отличный — и остросоциальный — альбом «Four Questions» (2020), записанный именно The Afro Latin Jazz Orchestra.

Новая работа Артуро O’Фэррилла «…dreaming in lions…» сделана в ином ключе и ином формате. Надо сказать, что Артуро давно и с удовольствием пишет музыку к балетам и хореографическим постановкам. Он сотрудничал с танцевальными труппами США, Испании, а особенно теплые отношения связывают его с гаванской труппой Malpaso Dance Company и ее руководителем, хореографом и ведущим танцором Оснелем Дельгадо (Артуро, хоть и родился в Мексике, а вырос в Нью-Йорке, постоянно приезжает с концертами на Кубу и привозит кубинских артистов в Штаты). Malpaso Dance Company — это не классический или фольклорный, а современный балет. На музыку O’Фэррилла Дельгадо поставил спектакли «Despedida» («Разлука»), сюжетная линия которого навеяна одной из поэтических работ великого аргентинца Хорхе Луиса Борхеса, и «Dreaming in Lions», в основу которого также легло произведение гиганта литературы ХХ века — «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя. Программу нового альбома О’Фэррилла, таким образом, составили две сюиты — «Despedida» (пять треков) и «Dreaming in Lions» (девять треков).

Альбом этот Артуро O’Фэррилл записывал не с The Afro Latin Jazz Orchestra, а с коллективом, который он назвал The Afro Latin Jazz Ensemblе. Это тентет, состав которого странноват: то ли мини-биг-бэнд, то ли макси-комбо. O’Фэррилл счел, что ему будет достаточно духовой группы из трех человек, мощной ритм-секции и гитариста наряду с самим собой за фортепиано. Здесь задействованы как музыканты из биг-бэнда, так и новые лица. Конечно же, отметим участие в записи обоих сыновей автора — трубача Адама O’Фэррилла и ударника Зака O’Фэррилла.

Слушая альбом, понимаешь, что Артуро нашел необходимый в данном случае баланс между мощью ансамбля и камерностью историй, которые он рассказывает средствами музыки. Средства эти очень разнообразны: вы услышите и стопроцентно свинговый джаз, и элементы фанка, и скорбное академическое соло в «Dreams So Gold», финальной пьесе сюиты «Dreaming in Lions» (здесь Артуро уступил место за роялем Элисон Дин), и, конечно же, латину, которую O’Фэррилл экономно, но вполне ощутимо разлил в звуковом пространстве альбома, как опытный кулинар, знающий, что главное — это чувство меры. Альбом еще раз убедил меня, что из трех ипостасей Артуро O’Фэррилла — пианиста, композитора и бэндлидера — главной остается всё же его композиторское искусство, в котором он вслед за Дюком Эллингтоном решительно перешагивает за условные джазовые границы.

Что главное в музыке к балетному спектаклю? Драматизм, эмоциональность, образность. Всё это есть в сюитах O’Фэррилла: ты словно переживаешь и боль расставания в «Despedida», и суровую философскую глубину повести Хэмингуэя, которая в 1954 году принесла писателю Нобелевскую премию. Конечно, слушая альбом, можно лишь представлять, насколько сильнее воздействует эта музыка, соединенная с модерн-балетом Malpaso Dance Company. Желающие могут посмотреть спектакль кубинской труппы на YouTube, но и аудиовариант «…dreaming in lions…» наверняка оставит сильное впечатление.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии