Mekbuda «The Wonder of Wandering» (Ubiquity, 2022) | Джазист | Рецензии

Mekbuda
«The Wonder of Wandering»
(Ubiquity, 2022)

Петербургский проект Mekbuda выпустил этим летом новый альбом, ставший вторым большим релизом коллектива на калифорнийском лейбле Ubiquity Records. Группу Mekbuda, названную в честь звезды в созвездии Близнецов, несколько лет назад основал клавишник Александр «Гонзо» Петров. Этот музыкант стоял у истоков новой отечественной фанк-фьюжн-сцены в нулевых — тогда он играл в группе WAKE&BAKE!, успевшей за недолгое время своего существования отметиться сорокопятками на западных лейблах вроде Tramp и Our Label. Взяв длительную паузу, Петров вернулся сразу с двумя проектами — медитативно-эмбиентным минимализмом под названием Outaspace Junkyard и эклектичной джаз-фьюжн-ретрофутуристикой Mekbuda.

В Mekbuda он пригласил за ударные Романа Зырянова, известного в петербургском подполье как диджей Скотч, участник квартета True Flavas и других музыкальных проектов. Его игра и нестандартное видение ритмики, вдохновленное электронными экспериментами Squarepusher и 4Hero, стало важной составляющей звучания новой группы. Ее состав дополняют басист Дмитрий Рубанов, игравший с «Колибри», и трубач Игорь Шилов — участник проекта Doo Bop Sound. Этот состав записал первый EP Mekbuda — «Convincing Delusional» — воображаемый саундтрек к американскому фильму 2003 года «Планета Ка-Пэкс», в котором Кевин Спэйси сыграл роль пациента психиатрической клиники, утверждающего, что он инопланетянин. Та запись благодаря счастливому стечению обстоятельств попала в руки боссам Ubiquity Records, которые сразу же решили выпустить ее — пусть даже и в разгар пандемии. 

В конце 90-х и начале нулевых Ubiquity Records активно продвигали «футуристичный джаз», новое эклектичное звучание, вмещавшее в себя много неформатной танцевальной электроники, корневого латино-карибского звучания, хип-хопа и фанка. Ubiquity был, пожалуй, главным американским эйсид-джазовым лейблом тех лет, и их варианту звучания этого жанра до сих пор можно верить безоговорочно. Они выпускали хрестоматийные сборники «Rewind!», «New Latinaries» и «No Categories» и были базой для таких музыкантов и продюсеров, как Snowboy, Шон Ли, Кирк Диджорджио с его проектом As One, а еще P’taah, Greyboy и Sa-Ra Creative Partners — список можно продолжать долго. Дочерний лейбл Luv N’ Haight переиздавал разнообразную полузабытую музыку 70-х вроде Артура Верокаи, Darondo или Black Renaissance Гарри Уитакера. В последние полтора десятка лет предпочтения Ubiquity дрейфовали в сторону инструментального фанкового ретрофутуризма, и здесь, что довольно неожиданно, видное место в каталоге заняли музыканты из России и постсоветского пространства. В конце прошлого года лейбл выпустил работу эстонского музыканта Миши Панфилова и его группы, которые блестяще сыграли инструментальную часть для трех посмертных композиций соул-певицы Глории Энн Тэйлор, а на момент написания этой рецензии в топе релизов на странице лейбла на Bandcamp стояли альбомы Mekbuda и нижегородских фанкеров Soul Surfers — удивительный факт на фоне всех отмен этого года. 

«The Wonder of Wandering» выводит музыку проекта на качественно новый уровень. Здесь всё те же джазовые гармонии и импровизации, с чувством и знанием дела наложенные на ритмы джангла, брокен-бита и хип-хопа. Благодаря тому, что электронику интеллигентно заменяет живая ритм-секция, музыка Mekbuda превращается в туманный кросс-жанровый сюрреализм с приставкой «сай-фай». Древняя мифология соединяется с космической фантастикой, а футуризм, наоборот, оказывается винтажным. «The Wonder of Wandering» переливается ярким калейдоскопом мелодий, сюжетов и настроений. Полностью инструментальная запись, наполненная богатыми текстурами клавишных и трубы, оставляет достаточно места для воображения. Используя стандартный и хорошо знакомый инструментарий, Mekbuda нашли свой особенный звук, который можно легко сравнивать с лучшими образцами жанра. 

Заявленная тема метафизического путешествия раскрывается в сумрачно-лирическом посвящении Одиссею («Odysseus») и в закрывающем альбом космическом спиричуэл-эмбиенте «Outaspace Messenger». Еще одной удачей альбома стал даунбитовый номер «Nightglider», где аналоговые синтезаторы Александра Петрова вычерчивают причудливый восточный орнамент, подстегивающий воображение и одновременно вводящий в транс. «Hoppin’ & Trippin’», в котором солирует саксофон Антона Рязанова из Low Kick Collective (нынешний саксофонист Дмитрий Цепилов присоединился к Mekbuda уже после записи альбома), стартует как дымный эйсид-джаз, но к концу композиция разгоняется до стремительного джангла.

Следить за музыкальными событиями на протяжении альбома — захватывающее занятие, а музыкантам всё время удается создать яркие образы. И это дорогого стоит. 


Слушать на Bandcamp | YouTube

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии