Nana Rashid
«Music for Betty»
(April, 2023)

Заниматься обзорами джазовых альбомов интересно еще и потому, что в потоке музыки от известных или совсем новых для тебя исполнителей порой встречаются работы, которые сразу и прицельно попадают тебе в сердце, от которых оно замирает на все тридцать пять минут звучания альбома, а когда он заканчивается, хочется поставить запись с начала. На Bandcamp-странице этой исполнительницы я сразу натолкнулся на фразу: «Неужели возможно открыть столь значительный неизвестный талант в современном джазе?» Очень похоже на мои собственные ощущения от альбома «Music for Betty» датской вокалистки Наны Рашид.

Нана Рашид: согласитесь, звучит не очень по-скандинавски. Действительно, корни у Наны весьма экзотические — Оман, Занзибар, но выросла она в старинном датском городе Орхус, кстати, втором по величине после столицы. Музыкой Рашид начала заниматься довольно поздно, да и к джазу пришла не сразу. Но уже ее дебютный мини-альбом «Sorrow in Sunlight» на четыре трека, появившийся в 2016 году, вызвал весьма теплые отклики не только в Дании. В январе 2022 года в одной из студий Копенгагена был записан первый ее полномасштабный альбом «Music for Betty», который в 2023 году выпустил лейбл April Records. Ассистировали Нане при записи не просто студийные музыканты, а уже сложившийся ансамбль Little North, фортепианное джазовое трио, чей альбом «Familiar Places» (2022) удостоился высокой оценки в издании DownBeat.

Сразу скажу, что инструменталисты справились со своей работой блистательно. С истинно северной сдержанностью музыканты Little North не взяли ни одной лишней ноты, никто в трио не перетягивал одеяло на себя, точно следуя лаконичному и строгому аккомпанементу, подчеркивая главную роль вокала в этом проекте и поддерживая мрачную, беспредельно минорную атмосферу альбома. В альбом вошло восемь треков — как собственных композиций Наны Рашид, так и каверов, но все они так точно подогнаны друг к другу, что альбом воспринимаешь чуть ли не как цельную сюиту, повествующую о беспросветности нашего мира, о той раздвоенности, которая царит в наших душах, о робкой надежде на торжество доброго начала, воплощенной в названии финишного трека «Some Other Way».

Нана Рашид с ее высоким эмоциональным голосом словно проводит сеанс вокального психоанализа, пытаясь разобраться в себе и окружающих ее людях. Стартовая «Poor Blue Betty» — это те демоны, которые дремлют в нашем подсознании и мешают обрести цельность нашим душам. Композиция «They Call It Love», размещенная ближе к концу альбома, — это размыления автора (в данном случае самой Наны Рашид) на тему сексизма, всё еще царящего в индустрии развлечений. Обе эти вещи близки к классическому медленному афроамериканскому блюзу, если иметь в виду не известную двенадцатитактную схему, а интонационную манеру пения Наны и общее настроение песен. «Goodbye My Love» по форме — это грустная джазовая баллада, а название композиции говорит о ее содержании вполне красноречиво. Следом за этим треком Нана ставит кавер композиции Пегги Ли и Виктора Янга для фильма 1954 года «Джонни-гитара», еще одну грустную балладу, где голос певицы ведет диалог с фортепиано Беньямина Норхольма Якобсена, который использует струны своего инструмента для весьма выразительной имитации звучания гитары. И как не упомянуть очень эмоциональную «Mother, Father», единственную вещь, где Рашид затрагивает тему этники и культурной идентичности, «No Moon at All» с ее меланхоличной грустью и, наконец, самую эмоциональную, на мой взгляд, композицию диска — «Pearls» британской певицы Шаде и ее группы, — которая в исполнении Наны Рашид совершенно не похожа на оригинал?

А на кого похожа сама Нана Рашид? У меня нет ответа. Во всяком случае, не вижу сходства ни с афроамериканскими, ни с белыми звездами женского джазового вокала с родины этой музыки. Очень отдаленно она напомнила мне норвежку Кристин Асбьёрнсен по ее альбому афроамериканской духовной музыки «Wayfaring Stranger: A Spiritual Songbook» (2006), но у госпела и спиричуэла своя специфика, а Нана Рашид сконцентрирована на современности и своем месте в ней. Одно можно сказать уверенно: это Мастер. И если «Music for Betty» — это дебют, то чего же ждать от Наны Рашид дальше?



Слушать на Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии