В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, даже в нулевых и десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мейнстрима, выдающийся тенор-саксофонист с сочным ярким звуком и утонченная, специфическая эстетика прославленного мюнхенского лейбла Манфреда Айхера не очень сочетались друг с другом. Нет, маэстро время от времени участвовал в записях на ECM, но только в качестве сайдмена Джона Аберкромби, Пола Моушна, Марка Джонсона. Свои собственные проекты Джо Ловано почти всегда выпускал на Blue Note Records, и вот это как раз представлялось совершенно логичным.
Всё началось в 2018 году, когда Ловано выпустил на ЕСМ дуэт с итальянским трубачом Энрико Равой. Годом позже на ECM вышел его альбом с польским трио Марцина Василевского, еще два года спустя — дуэт с датским гитаристом Якобом Бро памяти покойного Пола Моушна). С тех пор все новые релизы Ловано выходят у Айхера, причем эстетические взгляды Манфреда не изменились, а вот Джо, похоже, стал несколько иным.
В уже упомянутый 2018 «год великого перелома» на ЕСМ вышел альбом «Trio Tapestry», где с Джо Ловано играли пианистка Мэрилин Криспелл и ударник Кармин Кастальди. Вот уж кто всегда был ко двору на ЕСМ, так это Криспелл. Тяготеющая к авангарду пианистка и многолетняя соратница Энтони Брэкстона, она активно и успешно записывается на ЕСМ еще с середины 90-х. Что касается гораздо менее известного Кастальди, то это старый и верный друг Ловано, с которым они вместе начинали подростками в Кливленде, а позже прекрасно взаимодействовали на пластинке «Viva Caruso» (2002) — трибьюте исторической родине Ловано и Кастальди и ее оперному гению. Альбом «Trio Tapestry» так понравился всем, включая самих музыкантов, что его название Джо включил в название своего нового трио. Уже как Joe Lovano Trio Tapestry в 2020 года они выпустили «Garden of Expresssion», а в этом году настал черед уже третьего альбома трио под названием, достойным то ли молитвы, то ли толстенного романа эпохи соцреализма, — «Our Daily Bread» («Хлеб наш насущный»).
Запись альбома проходила в мае 2022 года в излюбленном Манфредом Айхером из-за великолепной акустики концертном зале Auditorio Stelio Molo в швейцарском Лугано. Сам шеф лейбла выступал в качестве продюсера. Восемь композиций альбома — это очень мелодичный и интеллектуальный джаз, преисполненный глубокой гармонии. Ловано перевоплотился в очень тонкого лирика как на тенор-саксофоне, так и на тарогато — национальном венгерском деревянном духовом инструменте типа кларнета, на котором он играет уже не первый раз (здесь он солирует на тарогато в композиции «Grace Notes»). Криспелл замечательно вписывается в каждую пьесу в диапазоне от современной камерной музыки до постколтрейновского духовного джаза (в этом контексте название альбома и соответствующей композиции раскрывается в совершенно ином свете). Кастальди необычайно сдержан и чуток к движениям партнеров. Благодаря прекрасному качеству записи даже малейший шелест его щеточек звучит ясно и четко.
Пьеса «The Power of Three» своим названием словно отражает интеллектуальную и творческую мощь, проявленную Trio Tapestry. Открывает альбом другая пьеса с числительным в названии — «All Twelve», которая демонстрирует свободу самовыражения музыкантов в рамках двенадцатитонового контекста. В середину программы поставлена композиция «One for Charlie», где Ловано на тенор-саксофоне без аккомпанемента играет очень грустную и красивую тему памяти старинного друга и партнера — контрабасиста Чарли Хейдена.
Возможно, чтобы лучше проникнуться духом этой работы, стоит прислушаться к словам Джо Ловано в аннотации к альбому: «Это не тот бэнд, где всё начинается с ритма. Импульс тут в мелодии и гармонической последовательности, а ритм в каждой из пьес развивается в духе свободного полета». «Our Daily Bread» — это во всех смыслах настоящий альбом ECM. И большинство тех, кто его услышит с таким выводом, думаю, согласится.