Natalia Skvortsova Trio
«Empathy»
(FANCYMUSIC, 2021)

В конце января на лейбле FANCYMUSIC вышел новый альбом пианистки Натальи Скворцовой — на этот раз не в составе Live People Ensemble, а в трио с барабанщиком Александром Зингером и контрабасисткой Дарьей Чернаковой. Предыдущий диск Скворцовой «High Water», изданный год назад, был замечательным — в меру традиционным, в меру смелым; высокое качество сочеталось в нем с изобретательностью и творческой свободой. Изысканный «Empathy» не уступает прошлогодней работе: здесь сохранена та же прозрачность аранжировок, прослеживаемость линий, проработка деталей.

Как часто бывает, охарактеризовать жанровую принадлежность этой музыки с помощью общих понятий несложно, и на ум приходит несколько вариантов: камерный фьюжн для трио; акустический и изощренный эйсид; лаунж, которому приснился хард-боп. Гораздо труднее наполнить эти неопределенные характеристики конкретным смыслом, ведь звучание, оставаясь камерным, меняет очертания. Альбом открывает чуть ли не прог-роковая — в духе Gentle Giant — композиция «Far Away». За ней следует лирическая «Thaw», напоминающая записи лейбла ECM, в которой солирующий контрабас звучит практически как виолончель. Затем танцевальная, со смещенным центром тяжести «Prelude», кружащаяся в джазовом псевдовальсе. Подобные вещи и формы, исполненные, быть может, с большей оригинальностью, можно услышать и у других ансамблей. Однако в мастерстве трио Скворцовой отказать нельзя.

При этом кажется, что подобную музыку мы слышали много раз, ведь даже сам по себе формат джазового фортепианного трио старомоден, если не консервативен. Впрочем, популярность такого состава неслучайна, поскольку он предполагает естественный баланс инструментов. Все они — фортепиано, контрабас, ударные — выполняют свою функцию, иногда вторгаясь на территорию партнеров. Контрабас способен не только служить опорой для гармонии и ритма, но и проводить второй голос, оживляя и усложняя рисунок фортепианных линий. Ударные задают пульсацию, а нередко и сами становятся солирующим инструментом. Фортепиано же — тысячеликий герой, который ткет гармоническое полотно, рассекая его узорами мелодий, но может быть и ритмическим, чуть ли не перкуссионным инструментом.

Трио Скворцовой виртуозно распоряжается возможностями этого формата. Хотя на альбоме практически нет очевидно свежих и оригинальных идей, но от того, что слышишь, невозможно оторваться. Мастерство музыкантов проявляется как в нюансах, так и в работе, что называется, крупными мазками. Особенно впечатляет умение Скворцовой строить протяженные мелодии, полные флуктуаций и метаморфоз, но в то же время напоминающие строгие и пропорциональные геометрические преобразования.

Moto perpetuo — вечное движение — в сочинениях Натальи Скворцовой увлекает за собой. Звук бежит за звуком, вьется волшебная нить музыки. Кажется, этот альбом — о преображенной, разукрашенной пестрыми чарами повседневности. Эмпатия — основа нашего общего мира; нет ничего более обыкновенного, чем сочувствие и сопереживание, которое проявляется то в малом, то — в осененные светом моменты — в великом. И нет ничего драгоценнее. На этом построена музыка «Empathy»: она кажется знакомой, переслушанной и заслушанной, обыденной, но вместе с тем завораживает и не отпускает, проникая в твой мир и добавляя в него чувств и красок.


Слушать альбом: Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

1 комментарий

  • Спасибо, за рецензию, Юрий! Я рада, что музыка понравилась 🙂

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии