Лондонский лейбл Far Out Recordings уже больше четверти века занимается популяризацией бразильской и околобразильской музыки во всем мире. У ценителей джаза, фанка, соула, фьюжна, босса-новы и прочей тропикалии из страны «порядка и прогресса» он пользуется непререкаемым авторитетом. Поклонники того звучания, которое продвигают Far Out и его босс Джо Дэвис, знают, что неинтересной музыки в каталоге этой звукозаписывающей компании просто не бывает. Ветераны бразильской сцены Azymuth, Маркос Валле, Joyce, The Ipanemas, Артур Верокаи, равно как и лучшие люди британской интеллектуальной электроники вроде Марка Притчарда, Кирка Диджорджио и 4Hero, издаются здесь. Именно поэтому каждый новый релиз Far Out становится событием в меломанских кругах — а когда речь, как в этом случае, идет о выпуске ранее не издававшихся записей, проходить мимо и вовсе непростительно.
Маркос Резенде и его группа Index мало известны даже среди преданных коллекционеров бразильских записей. В дискографии коллектива есть всего лишь один альбом под названием «Festa Para Um Novo Rei», увидевший свет в 1978-м (альбом можно полностью послушать на YouTube). За два года до этого группа записала свою дебютную работу — издали ее только сейчас, 45 лет спустя. Альбом был записан в знаменитой студии Sonoviso в Рио, а режиссером записи стал Тониньо Барбоса, которого называют «бразильским Руди Ван Гелдером». Именно Барбоса был звукорежиссером таких хрестоматийных для бразильского фьюжна работ как «Light As A Feather» и «Outubro» Azymuth, «Previsão Do Tempo» Маркоса Валле и «Quem É Quem» Жоао Донато. Собственно, именно эти пластинки в первую очередь и вспоминаются при прослушивании дебюта Marcos Resende & Index.
Несмотря на высочайший уровень этой записи, Резенде в свое время не смог договориться с рекорд-лейблами о ее выпуске. Пластинка должна была выйти на знаменитом CTI, но лейбл все же отказался от ее издания. Со временем Резенде стал востребованным сессионным клавишником и играл с такими звездами сцены как Жилберту Жил, Гал Коста, Нара Леао, Эду Лобо, Чико Буарке и многими другими, а также писал музыку для кино и телевидения. Группа Index была распущена, а альбом так и остался пылиться в архивах, пока три года назад до записи наконец не добрался Джо Дэвис. С тех пор Резенде вместе с Far Out работал над восстановлением записей и, к сожалению, не дожил буквально трех месяцев до выхода пластинки — 73-летнего музыканта не стало в ноябре прошлого года.
Слушая альбом, рискуешь попасть в ловушку стереотипов. Местами музыка звучит как простоватый сплав инструментального джаза, бразильских ритмов, электронных синтезаторов и эстрады — легкий, кинематографичный, теплый и уютный. Такую музыку делали во всем мире; что-то подобное могли записать в золотые годы советского застоя Раймонд Паулс или Игорь Бриль. Но первое впечатление разбивается о многослойные эксперименты, которые совсем непросто вписать в строгие жанровые рамки. «Nina Nenem» — стремительный танцевальный номер, в котором прямолинейное мейнстримовое начало борется с абстрактной импровизацией. То разгоняющийся, то затормаживающий кул-фанк на десятиминутной «Nergal» заставляет вспомнить дымные экзерсисы нынешнего поколения джаза и имена вроде Генри Ву (он же Камаал Уильямс) или Ezra Collective. Резенде явно вдохновляется американским и британским прог-роком, популярным в 70-е, и использует мощный арсенал синтезаторов, а к его квартету присоединяется чуть ли не целый оркестр: духовые, гитары, перкуссии. На завершающей альбом вещи «Behind The Moon» от джаза остается уже совсем немного. Электронные эксперименты здесь напоминают арт-рок или какое-то очень странное космическое диско, лишенное бита.
По большому счету, оценивать этот альбом с точки зрения привязки к стилям, пространству и времени довольно бессмысленно. Вполне достаточно лишь того факта, что эта музыка звучит абсолютно прекрасно почти полвека после своего создания. Еще один маст-хэв от Far Out.
Слушать альбом: Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp