Коллектив Opa и их альбом «Back Home» — это очередное большое переиздание от британской фирмы Far Out, продолжающей знакомить новые поколения с забытыми и полузабытыми страницами латиноамериканской музыки прошлого века. Лейбл расширяет географию и вслед за вышедшим в начале года альбомом гениального аргентинского гитариста Агустина Перейра Лусены выпускает «потерянную и найденную» дебютную запись уругвайского коллектива Opa. И сложно пройти мимо этого маленького шедевра.
Opa (сленговое слово, заменяющее уругвайцам приветствие) — это музыкальное детище Уго Фатторусо, композитора, вокалиста и мультиинструменталиста, который не нуждается в представлении у себя на родине да и, наверное, на всем латиноамериканском континенте. Фатторусо должен быть знаком и аудитории Far Out: несколько лет назад босс лейбла Джо Дэвис после многолетней охоты, переговоров и студийной работы в Монтевидео выпустил новый альбом Фатторусо «Hugo Fattoruso y Barrio Opa». Уго Фатторусо еще в 60-е успел стать суперзвездой всего континента, выступая со своим братом Освальдо в составе Los Shakers, латиноамериканского ответа The Beatles. Коллектив, начинавший с подражания ранним хитам ливерпульской четверки образца «A Hard Day’s Night», в конце 60-х вслед за своими кумирами дрейфовал в сторону психоделии, которую уругвайцы пробовали смешивать с локальными музыкальными традициями — афро-уругвайским направлением кандомбе и даже с танго. В конце 60-х Фатторусо перебрался в Нью-Йорк, где оказался под мощным джазовым и фанковым влиянием. Среди его знакомцев того периода — басист Рон Картер и трубач Крид Тейлор, основатель лейбла CTI, бразильцы Флора Пурим и Айрту Морейра, Эрмету Паскуал и Милтон Насименту.
На одном из клубных выступлений Opa оказался известный нью-йоркский продюсер и импресарио Ларри Розен, который и предложил коллективу сделать их первую студийную запись. Она состоялась летом 1975 года. К тому времени Opa обладали обоймой готовых хитов, но в итоге записанный ими альбом пролежал на полке без малого двадцать лет, прежде чем всплыть уже в конце столетия. Впрочем, запись стала отличным демо-материалом, который проложил уругвайцам дорогу на лейбл Milestone Records. На Milestone Фатторусо с товарищами в итоге выпустили два лонгплея — «Goldenwings» (1976) и «Magic Time» (1977), где звучали вещи с той самой первой записи, но сам «Back Home» отдельно вышел в Уругвае только в 1996 году на компакт-диске, а первое и до недавних пор единственное виниловое издание было на счету испанского Vampi Soul в 2003-м.
Композиции, вошедшие в «Back Home», можно легко разделить на две части, которые в конечном итоге складываются в крайне симпатичное целое. В первой части Opa с удовольствием выражают в музыке свои североамериканские приключения и играют дымный фанк-фьюжн, глумливый поп-рок и «голубоглазую» психоделию, во второй — ныряют в родные субтропики.
Альбом открывается стремительным фьюжн-номером «Goldenwings», ставшим своеобразной визитной карточкой Opa и подарившим название их первому официальному альбому на Milestone. Поклонники Azymuth и Артура Верокаи наверняка останутся довольны ритмом, который разбегается причудливым африканским орнаментом, квакающими гитарами и блистательно исполненным на синтезаторе экзотическим афрокосмизмом. Залихватский стрит-фанковый боевик «Brooklynville» — это одновременно и Херби Хэнкок с его «охотниками за головами», и Рой Эйерс с «We Live In Brooklyn Baby», и вообще весь пласт классических блэксплотейшн-саундтреков с шумом нью-йоркских кварталов и быстро приближающимся завыванием полицейской сирены. Тем неожиданнее звучит идущая следом англоязычная фолк-баллада «Brother Rada», звучащая как неприкрытый оммаж и поздним The Beatles, и бразильской тропикалии.
Стремительная перкуссионная «African Bird» заставит вспомнить и Джорджа Дьюка, и Жойси Морену, и, конечно, дуэт Айрту Морейру и Флоры Пурим. Превосходная джазовая самба «Corre Niña» исполнена на испанском, и такое легкое смещение языкового акцента придает композиции еще большего очарования. Страсти достигают апогея в «Casa Forte» — кавер-версии стандарта, принадлежащего перу Эду Лобу. Начинающаяся как тихая молитва, эта вещь разгоняется до бешеной батукады; один из лучших джазовых вокализов всех времен побывал в репертуаре десятков музыкантов из Бразилии и не только, но версия Opa — однозначно в тройке лучших вариантов этого шедевра.
«Never Can Say Goodbye» — еще одна англоязычная песня, классический R&B-гимн, украшавший репертуар Айзека Хэйза и звезд лейбла Motown начала 70-х — The Jackson 5, Глории Гэйнор и The Supremes. В версии Opa песня струится дымной джазовой психоделией, неожиданно разбавленной соло на губной гармонике и грустно-наивным, почти ленноновским вокалом.
Завершает альбом гипнотический номер «Back Home (The Inner Cry)» — тропическая интроспекция в духе таких хрестоматийных опусов, как «Light as a Feather» Azymuth или «Previsão do Tempo» Маркуша Валле. Очередные слова благодарности отправляются лейблу Far Out, отметившему недавний восьмидесятилетний юбилей Хуго Фатторусо переизданием этой редкой и выдающейся записи.
Слушать на Яндекс.Музыка | YouTube | Spotify