Émile Parisien Quartet «Let Them Cook» (ACT, 2024) | Джазист | Рецензии

Émile Parisien Quartet
«Let Them Cook»
(ACT, 2024)

«Я как губка — впитываю всё, что слышу вокруг», — так описывал свой подход к музыке французский саксофонист Эмиль Паризьен в интервью для журнала DownBeat. Любопытное заявление, если учитывать, что вкусы Паризьена и круги, в которых он вращается, максимально разнообразны. Надо признать: у Паризьена в последние годы хватает мастерства и азарта вливаться в рискованные музыкальные проекты — от альбома-посвящения Дьёрдю Лигети («Les Métanuits», 2023) до дуэта с аккордеонистом Венсаном Пейрани («Abrazo», 2020) и записи с малийским музыкантом, исполнителем на коре Баллаке Сиссоко («Les Égarés», 2023). А главное, за что бы Паризьен ни брался, он находит способ оставаться уникальным.

Новый альбом его квартета, в который входят пианист Жюльен Туэри, контрабасист Иван Желюнь и барабанщик Жюльен Лутелье, идеально отражает эту музыкальную философию. В «Let Them Cook» музыканты предаются жанровой вакханалии: джаз они играют так, словно имитируют его средствами попеременно рок, авангард, фолк, академическую музыку, эмбиент, электронику. Они будто спрашивают: так ли уж важно, в какой стилистике мы играем и какие рамки разрушаем по ходу дела? Джаз всегда был средством для передачи эмоций и ежесекундных переживаний через импровизацию. Главное для квартета — поделиться с аудиторией историей, которую они хотят рассказать, не обращая внимания на жанровые каноны.

Историй за двадцать лет существования ансамбля у его участников явно накопилось много, да и мастерство повествования — в режиме «четыре человека говорят одновременно» — достигло новых высот. В «Nano Fromage» вкрадчивые, мягкие интонации саксофона Паризьена обрастают деталями, когда мелодию подхватывает динамичное пианино Туэри. В «Coconut Race» свинговую гонку запускает объемный, основательный бас Желюня, который прерывается лишь в середине на залихватское соло Паризьена. Футуристический номер «Ve 1999» — бенефис Лутелье и его пульсирующих электронных примочек.

Однако пик сторителлинга приходится на финальную (не считая двух бонус-треков) композицию «Mars». Паризьен начинает в мистическом ключе, с мелодии, напоминающей своей простотой и изяществом работы Уэйна Шортера, в творчество которого Эмиль был влюблен еще с подростковых лет. Его товарищи по квартету создают переливчатый, бисерный фон для саксофона за счет хаотичного нагромождения фортепианных аккордов и нервного, сбивчивого ритма. «Mars» по-французски — не только планета Марс, но и месяц март, и лучшего названия для этого трека, в котором ощущение бесконечного космического пространства сменяется весенней фортепианной капелью, быть не могло. Хотя бы ради одной этой вещи альбом стоит послушать.



Слушать на Яндекс Музыка | Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Наталья Югринова

Главный редактор JAZZIST. Журналист, копирайтер. В детстве слушала мамины пластинки Сонни Роллинза и Бена Уэбстера — и они до сих пор не отпускают. Автор Telegram-канала Eastopia.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии