Дебютный альбом квартета Петра Отоцкого «Stamp a Spot» был записан еще весной 2018 года, и один из участников, контрабасист Дмитрий Лапшин, называет его «ретро». Однако уже при первом прослушивании этой во всех смыслах тяжеловесной и переполненной звуками пластинки понимаешь, что такая музыка совсем не имеет срока годности.
Для записи «Stamp a Spot» Отоцкий собрал импровизаторов, которых и сольно слушать — настоящий шок. Контрабасист Дмитрий Лапшин знаком многим как бессменный участник ноу-джаз-квартета «Бром» и движок новой сёрф-импров-формации «Караван Историй». Питерский саксофонист Илья Белоруков известен своими коллаборациями с европейскими академическими и джазовыми импровизаторами — например, с сооснователем группы AMM Китом Роу, Джейсоном Каном или Габриэлем Феррандини. Пианист Кирилл Широков — пост-академический композитор, соприкасающийся с деятельностью творческой группы Антуана Бёгера Wandelweiser. Сам Отоцкий — барабанщик из фри-джаза и фри-рока, участник трио Baritone Domination и хип-хоп-коллектива «Ленина Пакет».
Все четверо оказались преданными поклонниками закрученного, многослойного, классического фри-джаза, где каждый звук имеет значение. Альбом «Stamp a Spot» был записан одним дублем, в нем четыре композиции, которые развиваются по классическому сценарию: от тихого к громкому — или наоборот. А между вспышками и затуханиями — выходки-уловки, жажда спора, скорость, мускулы, провокации, компромиссы и козыри в рукаве.
Стоит особенно выделить чуткую игру Кирилла Широкова. Страстный поклонник Сесила Тейлора, он жадно сочиняет на ходу, и его скорострельная игра нередко ведет за собой весь квартет. Фортепиано Широкова догоняет нахрапистый грув Дмитрия Лапшина, чьи пальцы бьют так сильно, что слышен колючий треск струн о гриф контрабаса. Отоцкий находится на одной параллели с Лапшиным. В тихие моменты он окрашивает рифы басиста низким гулом том-томов и бочки, в громкие — разрезает полотно общей импровизации молниями, высекаемыми из железа барабанов. Илья Белоруков на этом альбоме очень разный: он то отстреливается от надвигающегося звукового урагана колкими саксофонными всхлипами, то неожиданно выныривает со своим соло из-за угла и ненадолго принимает бразды правления.
Всё в «Stamp a Spot» уместно и хорошо: повисшая в воздухе недосказанность, расползающийся сюжет повествования (а был ли он?), экспрессия, страсть. Музыканты здесь совсем не шутят — они созидают звук. Хотя нет, один раз шутят, называя альбом «Stamp a Spot»: эту фразу можно перевести как «топтаться на месте». На своей дебютной пластинке квартет проявляется как подвижный и живой организм, чей образ сложно представить даже с закрытыми глазами — так непредсказуемо настроение музыки, которое меняется буквально каждую секунду. А разве не эти качества отличают профессиональный свободный джаз от непрофессионального?
Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка