Omar Sosa «An East African Journey» (Otá, 2021) | Джазист | Рецензии

Omar Sosa
«An East African Journey»
(Otá, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Бывают такие маршруты, которыми быстро не пройти. Восточноафриканский вояж Омара Сосы, пианиста кубинского происхождения и гражданина мира, растянулся на целых двенадцать лет — именно столько прошло между первыми записями, что легли в основу этого альбома, и его выходом в свет.

Как всё началось? В 2009 году Соса отправился в тур по Африке, проехав через восемь стран в составе своего Afreecanos Trio (в котором, милый факт, состоял Мола Силла, знакомый многим по этно-джазовой группе «Вершки да Корешки»). Замысел был такой: в каждой стране найти и записать музыканта, представляющего местную традиционную культуру, чтобы затем «доиграть» эти почти что полевые записи, прибавив к ним собственную авторскую музыку. Документальный фильм об этом турне и работе с африканцами завершили где-то через год, а вот непосредственно к записанной музыке Соса сумел вернуться только в 2018-м — и к весне 2021-го доделал альбом вместе со Стивом Аргуэльесом (ударные) и Кристофом Минком (контрабас, клавишные, арфа). 

Всю свою творческую жизнь Омар Соса исследует пути и формы взаимодействия современной и традиционной музыки различных мировых культур. А конкретно с африканскими мотивами он работает как минимум со времен альбома «Prietos» (2000). Иными словами, африканцы оказались в надежных, чутких руках. Там, где нужно, Соса способен доминировать как исполнитель (мы говорим о пианисте, который еще до фортепиано освоил ударные), но здесь он этой способностью не злоупотребляет. «An East African Journey» продолжает линию его умиротворенных работ. Пианист и его команда нигде не пытаются навязать африканским песням свою художественную волю — они скорее стараются оттенить и расширить собранный материал имеющимися в их распоряжении способами. То есть, может быть, даже неплохо, что озвученные в упомянутой выше документалке планы привлечь к записи кубинский оркестр из четырнадцати девушек не осуществились (бог знает почему); вряд ли запись сохранила бы свой нынешний медитативный характер. 

Соса хотел собрать на альбоме в первую очередь «мелодичную Африку», сосредоточиться не на привычных африканских ударных, которые чаще всего становятся центром внимания в афроджазе, а на струнных традиционных инструментах. Здесь звучит эфиопский крар (пятиструнный щипковый инструмент) и мадагаскарская валиха (восемнадцатиструнный щипковый инструмент), кенийская лютня ньятити и музыкальный лук умудури из Бурунди. Песни тут поются разные, с разным настроением. Стивен Сого из Бурунди исполняет под аккомпанемент лука умудури лихую и беззаботную песенку о том, как здорово собраться с родственниками вечерком у костра. Эфиопский музыкант Силеши Дэмисси записывает и элегическую «Tizeta», и более хулиганскую «Che Che». Независимо от настроения исходной записи, базовый подход Сосы и его коллег остается плюс-минус одинаковым — дать песне свободно дышать и аккуратно выстроить вокруг нее собственную поддерживающую конструкцию. Конструкция эта, как правило, состоит из легкой ритмической пульсации, пианино, деликатно встроенного в песню, и буквально еще пары-тройки дополнительных штрихов: щепотки нежной перкуссии, легкого мазка электронных эффектов, в таком духе. Сам Соса изъясняется в основном стратегически подобранными аккордами, периодически переключаясь на авангардную звукопись. Да, перед нами альбом пианиста, на котором не встретить ни единого соло на фортепиано, — шок, скандал, расследование. 

Временами бывает немного досадно, что барабанщик Аргуэльес принимает решение акцентировать в песне именно самую прямолинейную, «квадратную» пульсацию 4/4. Где-то это вполне работает, как, например, в той же «Tizeta», где четвертые придают песне приятно покачивающийся, несколько азиатский характер, словно она плывет на лодочке вниз по течению неспешной реки, или в «Che Che», где некоторая тембральная схожесть крара с банджо изящно подчеркивается свингующими в кантри-духе щеточками. Хороша и степенно пульсирующая «Elrababa», в которой Соса и его коллеги отвешивают довольно внезапный поклон вполне современной африканской танцевальной музыке амапиано. В других местах же (например, в «Thuon Mok Loga») этот прямолинейный ритм подозрительно похож на аккуратный заборчик, который ограждает диковинных существ из дальних стран, чтобы «цивилизованному» слушателю удобнее было на них любоваться. Впрочем, это ворчание узкоспециального толка. Некоторое пристрастие к слишком уж прямым по африканским меркам ритмам, по большому счету, не портит эту нежную, искрящуюся подобно пригоршне прозрачной родниковой воды музыку.

Кажется, что вдумчивый диалог должен быть устроен как-то так — через умение слушать и услышать (музыку) другого, добавить к сказанному им свое таким образом, чтобы подчеркнуть и усилить его, а не перетянуть одеяло высказывания на себя. Тем более что настоящий, высший диалог культур, — когда итоговый результат оказывается чем-то несоизмеримо большим, чем просто сумма разных культурных слагаемых, — периодически на этот альбом снисходит. Например, в «Shibinda», где племенной напев Абеля Нталаша из Замбии, подыгрывающего себе на однострунном музыкальном инструменте калумбу, с удивительным изяществом встраивается в воздушный латинский грув. Или в «Sabo», сделанном совместно с музыкантом с Мадагаскара по имени Монджа Малафей. Там сочетание традиционной малагасийской трехструнной скрипки локанга и горловой перкуссионной техники подхватывается Сосой и его коллегами таким прекрасно расфокусированным способом, что получается замечательная предрассветная медитация, саундтрек для восхода солнца, что вполне походит песне, исполняемой специально для того, чтобы призывать духов природы, провожающих умерших в мир их предков. В этом плане у «An East African Journey» помимо чисто музыкальной ценности есть и ценность, скажем так, воспитательная: если вдруг кому-то непонятно, каково это вообще — быть с другим на равных, то вот вполне статусный музыкант с мировым именем целым альбомом демонстрирует, каково это.


Слушать на Apple Music | Deezer | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Сергей Мезенов

Журналист, музыкальный критик. Люблю музыку с первой кассеты Depeche Mode, записанной в 10 лет в студии звукозаписи в универмаге возле дома, пишу о ней всякое с 2004 года. Сейчас меня можно встретить в основном на Colta.ru, Makers of Siberia и в собственном паблике What Is That Sound.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии