Свежий альбом барселонского трио Phicus отличается от предыдущих творений. Впервые группа записала не целиком импровизированный материал, а предварительно сочиненную музыку, основанную на композиции своего контрабасиста Алекса Ревириего. Сам он пишет в аннотации, что всегда рассматривал Phicus как «живую» группу, то есть коллектив, который разрабатывает свой язык и эстетику в реальном времени. Тем и интересен результат.
Музыканты Phicus уже прошли несколько разных стадий осмысления того, что они играют и хотят играть. Начав в 2016 году с интеллигентного свободного импрова с электрогитарой, контрабасом и ударной установкой, они дебютировали в записи с релизом «Plom». В 2017-м были записаны две совсем разные работы: «Sumpflegende» с участием шведского саксофониста Мартина Кюхена, продолжавшая начатое на дебюте, и «K(nо)t» с вашим покорным слугой на альт-саксофоне, который представлял собой погружение в оттенки текстурной и почти редукционистской импровизационной музыки. Далее трио увлеклось созданием дроуново-нойзовых вещей на альбоме «Solid». На релизе «Liquid» эти идеи трансформировались в музыку поспокойнее, и упор был сделан на длинные тона, вследствие чего музыканты даже отказались от ударной установки. Как и для многих музыкантов, пандемия стала немаленькой проблемой, из-за которой деятельность коллектива замедлилась. Это сподвигло его участников попробовать подойти к музыке со стороны композиции, и Алекс предложил исполнить свою вещь.
Формально Phicus продолжает разрабатывать идеи, найденные на альбоме «Liquid», но результат получается иным. На этот раз группа звучит очень упорядоченно. Четко разграничивая действия, музыканты занимаются своими партиями, а общее целое выстраивается будто бы само собой. Алекс много играет смычком на контрабасе, аккуратно выводя как продолжительные длинноты, так и пиццикатные «мазки».
Гитарист Ферран Фахес наглядно демонстрирует, что электрогитара может звучать прекрасно в акустическом саунде, при этом не играть сольную роль, а отвечать за производство звука как такового и его применение в контексте группы. Сказывается и то, что он самый опытный музыкант группы: с конца 90-х Фахес входит в число ключевых фигур барселонской сцены современной импровизационной музыки. Перкуссионист Васко Трийя чрезвычайно активен в последние годы. Его можно встретить в компании не только шумных фри-джазменов и свободных импровизаторов, но и в прог-рок-коллективах, электроакустических композиторских и дроун-нойзовых проектах. Ревириего частенько оказывается рядом с ним, и это тоже помогает им в Phicus понимать друг друга с полуслова.
Акустические свойства места записи сыграли свою роль. На «Ni» трио играет с естественной — и немаленькой — реверберацией помещения, встраивая музыку в эти условия. Нельзя не заметить и хорошую работу звукоинженера: саунд на пластинке одновременно атмосферный и отчетливый.
Вообще, подобная схема — композиторская задумка и импровизационное наполнение — нередко встречается в работах импров-коллективов последних лет. Как бы ни парадоксально это звучало, но для музыкантов композиция — один из способов выйти из несвободных рамок свободной импровизации. Барселонское трио на новом диске удачно балансирует между двумя мирами, при этом оставаясь собой и не забывая об истоках своей музыки.