Ralph Peterson «Raise Up Off Me» (Onyx Productions, 2021) | Джазист | Рецензии

Ralph Peterson
«Raise Up Off Me»
(Onyx Productions, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Барабанщик Ральф Питерсон боролся с раком шесть лет. Он перенес пять операций и несколько курсов химиотерапии, но продолжал поддерживать физическую форму (в этом, он утверждал, ему помогало тхэквондо) и заниматься музыкой. «Raise Up Off Me» Питерсон записал вместе в начале декабря прошлого года со своим трио, в которое входили братья Кёртисы — Заккай (фортепиано) и Лукес (контрабас). А первого марта года нынешнего Питерсон скончался.

Нельзя сказать наверняка, замышлял ли музыкант этот альбом как свое последнее слово. В конце концов, когда так долго борешься с раком, любые замыслы кажутся одновременно и последними, и первыми из бесчисленного множества еще не реализованных. Но в любом случае Питерсон подошел к «Raise Up Off Me» основательно. Как гласит аннотация, музыка на диске вдохновлена различными тяготами, которые были хорошо известны самому барабанщику: алкогольной и наркотической зависимостями, проблемами, связанными с психическим здоровьем, расовой дискриминацией и, понятное дело, «изменчивой скоротечностью жизни».

«Raise Up Off Me» длится почти полтора часа и состоит из композиций самого Питерсона — как новых вроде «Tears I Can Not Hide», так и старых вроде «Blue Hughes», сочиненной в 1985 году и многократно им записанной, — а также пары сочиненных специально для альбома вещей братьев Кёртисов и нескольких стандартов, много значивших лично для бэндлидера (например, «Bouncing with Bud»). Несмотря на разное авторство, музыка на альбоме однородна по настроению и фактуре: это довольно мелодичный постбоп — то, что Питерсон, ветеран групп Джери Аллен, Дэвида Мюррея, Ури Кейна и воспитанник лейбла Blue Note, всегда умел лучше всего. Традиция, а не революция.

Нельзя сказать, что сочинения Питерсона и братьев Кёртисов удивляют новизной. Это вполне стандартные вещи, которые или проводят мелодии через цепь вариаций, или соединяют куплеты с припевами. Исключение — несколько более абстрактная «Tears I Can Not Hide», в которой звучит голос вокалистки Джазмейи Хорн (она появляется здесь еще в «Naima’s Love Song» Джона Хикса и «Please Do Something» Бетти Картер). В этой пьесе Питерсон дает исполнителям пространство для хрупкой импровизации поверх непредсказуемой гармонической последовательности.

Трио Ральфа Питерсона и братьев Кёртисов звучит ровно так, как ожидаешь от состава, который играет вместе с десяток лет, — профессионально, утонченно и на предельно возможном уровне взаимопонимания.

Чему же поражаться? А поражаться стоит игре самого Питерсона. Он задает музыке ритм, рвет ее ткань совершенно неповторимыми сбивками; в своих бойких и при этом лиричных партиях он звучит одновременно и как солист, и как фундамент ансамбля. Его мышление, слух, чувство динамики поражают уже с самого начала. А когда под конец альбома, в пьесах «Fantazia Brazil» и «Shorties Portion», он начинает показывать технику, остается только открывать рот в недоумении. Его игра — четкая, лихая, мощная, плавная — всегда узнаваема.

Обратите внимание, что записал этот диск изможденный болезнью человек, которому оставалось жить три месяца. Помимо чисто музыкальной составляющей, игра Питерсона — это еще и гимн сопротивлению смерти, триумф физической подготовки. Кто бы из нас, столкнувшись с психологически опустошающей пандемией на шестой год борьбы с онкологическим заболеванием, смог бы оставаться в таком состоянии тела и разума?

То-то и оно.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии