Ни размером шрифта, ни его дизайном британский саксофонист и композитор Роб Коуп не выдал своего лидерства в этом проекте: ровненько, в столбик на обложке альбома «Gemini» перечислены все четверо участников записи, разве что имя Роба стоит в этом списке первым. Между тем «Gemini» — это именно его детище: он сочинил все композиции для альбома, он собрал именно этот состав для его реализации, и это второй в его личной дискографии альбом после «Gods of Apollo» (2019), записанный также на лейбле Ubuntu Music.
Коуп — всесторонне образованный музыкант, окончивший несколько колледжей, а в 2012 году получивший степень в Королевской академии музыки. Он прошел прекрасную школу саксофониста в академической музыке, работая в таких составах, как Halle Orchestra и English Symphony Orchestra. Коуп и сейчас играет современную классику в SoundSPARK, но считает себя всё же в первую очередь джазовым музыкантом. В этом качестве он играет в Bigish Band Мэтта Робертса, Group S Энди Скотта, активно занимается преподавательской деятельностью и ведет очень успешный The Jazz Podcast, где у него в гостях побывали, к примеру, такие личности, как Сонни Роллинз и Джон Скофилд. Но давайте перейдем от этой краткой биографической справки непосредственно к «Gemini».
Сам Роб играет здесь на сопрано-саксофоне и бас-кларнете, а пару ему на тенор-саксофоне составляет его главный учитель в джазе Энди Скотт. Об Энди Скотте Коуп всегда отзывается в самых возвышенных тонах. Другую пару в этом квартете составляют пианист Лиам Ноубл и ударник Пол Кларвис. Как видите, басиста в составе нет, не было его и в дебютном альбоме Коупа. На естественный вопрос London Jazz News, где же басист, в интервью по поводу «Gemini» Роб с некоторой долей раздражения отвечал, что пока он видит свою музыку именно так. Сочиняет же он, по собственным словам, не для абстрактных инструментов, а для конкретных людей, в данном случае для Энди, Лиама и Пола. Надо сказать, что все три партнера существенно старше Коупа. Друг с другом они работали очень много, сам Роб играл и играет со своим гуру Скоттом, а вот с Ноублом и Кларвисом ранее работать ему не приходилось.
Все журналисты, освещавшие выход «Gemini», дружно трактуют его название («Близнецы») как олицетворение двух пар музыкантов в одном составе. У меня на этот счет есть иная, «конспирологическая» и ничем не подтвержденная теория. Мне кажется, Роба Коупа увлекает тема космоса: в название его первого альбома фигурировал Apollo, а на аппаратах Gemini американские астронавты летали в 60-е годы до начала программы «Аполлон». Кроме того, среди двенадцати треков альбома фигурирует и пьеса «Laika», возможно, посвященная соответствующей породе собак. Но, по моей «теории», это воспоминание о Лайке, совершившей полет в космос на втором советском ИСЗ «Спутник-2» в ноябре 1957 года.
Впрочем, в альбоме немало интересного и кроме «Laika». Стартовую композицию «Voices» Коуп сделал в виде некоего парад-алле всех участников проекта, причем представление происходит действительно по парам: сначала священнодействуют бас-кларнет лидера и тенор-саксофон Скотта, а потом вступают фортепиано и ударные. Звучат в программе и две композиции в почти танцевальных ритмах с налетом этники: в случае «Up» — латины, а в случае «The Dance» — клезмера. Ближе к концу альбома совершенно неожиданно в контексте программы музыканты выдают нечто фри-джазовое в пьесе с «ударным» названием «Punch».
В целом, однако, джаз довольно органично уживается здесь с академической музыкой, а заранее написанные части — с импровизацией. Лучше всего об этом говорит сам создатель «Gemini»: «Эта музыка — результат самоанализа и сотрудничества с моим большим другом и учителем Энди Скоттом. Каждая моя композиция представляет собой урок — будь то в жизни или в музыке — и всю мудрость, обретенную мной на этом пути. По мне, музыка должна быть интересной, но в то же время сложной, и я хотел совместить свою любовь к сложной, современной саксофонной музыке с импровизацией. Надеюсь, что программа отражает мой уникальный подход. Лиам и Пол — музыканты, на чьей музыке я вырос, поэтому запись с ними — это плод многих лет планирования и мечтаний». Насколько удалось Коупу воплотить свои идеи в «Gemini», каждый может оценить самостоятельно. От себя скажу, что альбом меня не очень удивил или восхитил, но слушать его было, бесспорно, интересно.