Various Artists «The Congregation – Jazz Alliance International» (Right Tempo/Mono Jazz, 2024) | Джазист | Рецензии

Various Artists
«The Congregation –
Jazz Alliance International»
(Right Tempo/
Mono Jazz, 2024)

«Джазист» редко пишет про сборники, но для свежей компиляции от команды миланского лейбла Right Tempo вполне можно сделать исключение. Сборник приурочен к тридцатилетнему юбилею этой компании, ставшей еще в начале 90-х одним из столпов новой джаз-фьюжн-, rare groove и эйсид-джазовой сцены Италии. Лейбл придумал продюсер, диджей и коллекционер Рокко Пандиани вместе с тогда только начинавшим свой путь Николa Конте. Right Tempo (а также его «подлейблы» Easy Tempo, Tempo Jazz и другие) выпускали не только новую музыку. Они одними из первых начали переиздавать наследие итальянских мастеров киномузыки и «библиотечного» жанра вроде Пьеро Умилиани или Джанни Ферио, а заодно снабжали их клубными ремиксами.

В 2021 году команда лейбла вернулась к продюсированию новых записей, теперь под брендом Mono Jazz. А в прошлом году впервые попробовала себя в роли книгоиздателя, выпустив на английском и итальянском книгу тринидадского джазового пианиста Сонни Тейлора «От рабства к джазу» («From Slavery to Jazz»). Другим большим проектом стал сборник, о котором вы сейчас читаете.

Главным достоинством «The Congregation – Jazz Alliance International» можно смело назвать то, что он создан, чтобы представить определенный срез сегодняшней сцены, новое звучание танцевального «клубного» джаза — дать аудитории понять, как эта музыка чувствует себя в 2020-е. Подобных подборок за последнее время было совсем немного; подавляющее число компиляций посвящены прошлому джазовой музыки. Вещь перед нами, можно сказать, уникальная. Составителем выступил итальянский диджей и джазовый коллекционер Массимилиано Конти, больше известный под псевдонимом Jazzcat. Лучше всего он известен на платформе онлайн-радио Mixcloud — там он с регулярностью просвещает свои 150 тысяч подписчиков на предмет джазовой классики и новых релизов из разных концов планеты.

Для «The Congregation» Jazzcat отобрал двенадцать композиций, и среди них нет ни одного проходного трека. Фундаментом сборника и его главным хитом стала никогда ранее не издававшаяся композиция «Seasons in My Mind» великого Марка Мёрфи, американского джазового вокалиста и крунера. Запись была сделана японским продюсером Хиро Аванахара (он же Yellowtail).  Ему удалось записать 77-летнего Мёрфи в студии в Нью-Йорке — это произошло в 2011 году, за четыре года до смерти певца. Тогда результат так и не вышел в свет, но теперь его выпускает Mono Jazz. Оригинал с ремиксами выходит отдельной пластинкой, а в сборник включена версия от французского диджея Patchworks, который превратил неспешный, гудящий электроникой оригинал в жизнеутверждающий гибрид из заторможенного хауса и старомодного свинга. Обволакивающий, кисло-сладкий вокал Мёрфи дорогого стоит, он непременно сыграет на потаенных струнах души джазовых старожилов.

Среди прочих бриллиантов на сборнике — новый госпел-гимн «Let the Sunshine In» в исполнении калифорнийской дивы Джиметты Роуз и ее коллектива The Voices of Creation, а также афробитовый спиричуэл «Freedom & Progress» от нестареющего душой Никола Конте и британской певицы Зары Макфарлен. Из менее известных имен стоит отметить шведского человека-оркестра Густава Хорней, выпускающего музыку пoд псевдонимом Organic Pulse Ensemble и его композицию «Formative Stages». Внимания стоит и проект Mama Terra пианиста и композитора из Глазго Марко Кафолло с композицией «Ruptura», а также клавишник Раффи Бушмэн с посвящением Хорасу Силверу «For Horace». Не пропустите и Мари Анчету, молодую филиппинскую пианистку, которая сейчас живет в Канаде. «Envoy» в исполнении ее квартета — свингующий постбоп старой школы, украшенный футуристичным соло на пианино и синтезаторе.

Отдельных аплодисментов стоит разрывная хард-боповая версия стандарта Монго Сантамарии «Afro Blue» в исполнении барабанщика Франческо Сотджиу (вышла в прошлом году на замечательном альбоме «Passing», изданном Mono Jazz). Жгучей остроты добавляет в сборник «Naboró» — композиция иконы мексиканского джаза Тино Контрераса. Она взята из мистического альбома «La Noche de los Dioses», который тогда 96-летний барабанщик успел записать за год до своей смерти. Компиляция заканчивается эмоциональным спиричуэлом в исполнении поэта-вокалиста Энтони Джозефа и лондонского саксофониста Джейсона Ярда. Сложно придумать более мощное многоточие, ведь композиция называется «Who Will Save the World»«Кто спасет этот мир».

Конгрегация — это, как известно, группа верующих, а в случае с Right Tempo/Mono Jazz это, скорее, джазовое братство, которое ведет «службу» на севере Италии уже три десятилетия и охватило своим влиянием не только Европу, но и Азию, а также Новый Свет. «The Congregation» представляет собой весомый результат этой творческой деятельности, новую страницу в истории лейбла, после которого язык не повернется сказать, что «старикам тут не место». По джазовым меркам, в этом возрасте всё только начинается.



Слушать на Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии