Šalter Ensemble
«Štiri dela»
(Sploh, 2021)

Инициатором проекта Šalter Ensemble, в котором занято двенадцать человек из четырех стран, стал швейцарский аккордеонист Йонас Кохер. Его организаторские способности поражают, и вот почему. Во-первых, больших составов, играющих подобную экспериментальную электроакустическую импровизационную музыку, в принципе не очень много. Во-вторых, участники ансамбля, преимущественно люди с импровизационной сцены, исполняют написанные заранее композиции друг друга, а это требует репетиций и взаимопонимания. В-третьих, найти общую почву под ногами музыкантов из Словении, Хорватии, Сербии и Швейцарии — хотя бы в буквальном смысле, для тех же репетиций — не так легко. Зато при успехе удается не только познакомить участников ансамбля между собой, но и дать шанс малоизвестным музыкантам стать услышанными за пределами своих стран.

Состав ансамбля окончательно утрамбовали весной 2017 года, после чего коллектив дал несколько концертов. Одно из них, выступление для Словенского национального радио в январе 2019-го, и превратилось в альбом «Štiri dela». Открывается он пьесой «Ubiquité» швейцарского саксофониста Бертрана Денцлера, которая сразу настраивает на серьезный лад. Музыканты внимательно следуют партитуре композиции. Она держит исполнителей в напряжении и предлагает поработать с отточенными фразами небольшой длины, вплоть до отдельных звуков, которые стремительно и решительно сменяют друг друга. Через некоторое время на первый план выходит монотонная структура, образуемая этими фразами. Каждый музыкант получает возможность проявить себя в небольших сольных фрагментах и найти свое место в коллективном звуке. Материал помогает раскрыть и личности двенадцати человек — исполнители, как и извлекаемые ими звуки, очень разные, но тем не менее вместе создают единую картину.

Композиция «The Šalter» принадлежит руке электронщика Роберта Рожи. В ней музыканты по-хорошему расслаблены и чувствуют себя вольготно. Музыка дрейфует от текстурных длинных звуков к свободной импровизации через короткий фри-джазовый всплеск с мощным соло Денцлера на тенор-саксофоне. Следующий номер «Common Ground Alltogether» по замыслу его автора, хорватского бас-гитариста Роко Црнича, показывает точки соприкосновения музыкантов с необычной стороны — через ритмичные коллективные паттерны голосом. Потихоньку голоса перемешиваются со звуками инструментов, а ритм превращается в гудящую массу, стирающую какие бы то ни было границы между участниками ансамбля. Завершающая альбом композиция словенского контрабасиста Томаша Грома «Pet spominov / Five Memories» и убаюкивает, и оглушает — слушателю надо быть готовым к неожиданным динамичным сменам фактур и настроений. Этот номер словно закольцовывает альбом: если вначале сосредоточенность требовалась только от музыкантов, то к финалу и аудитория неизбежно включается в активное слушание.

На протяжении всей записи Šalter Ensemble не только оперирует классическими приемами свободной импровизации, но и забирается в структуры академической музыки, и экспериментирует с электроникой — а главное, играет легко и изящно, что дорогого стоит. Именно сфокусированность и заинтересованность такого большого числа музыкантов в коллективной игре делают эту запись впечатляющей.


Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии