Samara Joy «Samara Joy» (Whirlwind, 2021) | Джазист | Рецензии

Samara Joy
«Samara Joy»
(Whirlwind, 2021)

Рейтинг: 3.5 из 5.

21-летняя вокалистка Самара Джой Маклендон выросла в музыкальной семье: ее бабушка и дедушка руководили госпел-группой, а родители всячески поощряли слушательские опыты юной Самары. Взрослела девушка под R&B и соул, а джазом всерьез увлеклась только в колледже. Но когда это случилось, события начали развиваться стремительно: в 2019 году Самара победила в Международном конкурсе джазовых вокалистов имени Сары Воэн, стала выступать в ведущих джаз-клубах Нью-Йорка и работать с именитыми мастерами. А совсем недавно выпустила сольный дебют, названный просто — «Samara Joy».

Словно для того, чтобы подчеркнуть стремительность происходящего, в аккомпаниаторы Самаре дан Паскуале Грассо — один из самых виртуозных и, что называется, скорострельных гитаристов консервативного крыла джазового мейнстрима. Замыкают цепочку участники трио Грассо — контрабасист Ари Роланд и барабанщик Кенни Вашингтон, надежные сайдмены, которые уже многие годы пользуются доверием звезд (в послужном списке Роланда — сотрудничество с пианистами Гарольдом Мэйберном и Ларри Уиллисом, саксофонистом Лу Доналдсоном и вокалисткой Бетти Картер, а Вашингтон успел поработать, например, с «королем свинга» Бенни Гудманом, одним из родоначальников бибопа, трубачом Диззи Гиллеспи, певицей Эттой Джонс и гитаристом Кенни Бёрреллом). Одним словом, Самара Джой попала в хорошую компанию.

Репертуар пластинки — сплошная классика: вместо того чтобы идти на поводу у моды и новейших тенденций, молодая вокалистка выбрала джазовые стандарты. У Самары глубокий голос и необыкновенно приятный тембр, а поет она с чистотой камертона и восторгом неофита; в ее манере легко угадывается любовь к Саре Воэн и Элле Фицджеральд. «Фортепианная» фразировка Грассо и его молниеносные пассажи здорово оттеняют вокал главной героини, а ритм-секция работает как часы. Вот только трудно избавиться от чувства, что всё это — сплошной анахронизм.

Подобное ощущение возникает уже в самом начале: там, где другой дебютант задал бы бодрый темп, чтобы на всех парах ворваться в сердца, рецензии и чарты, Самара Джой предпочла стартовать с медленной баллады («Stardust»). И это, к сожалению, приводит к пробуксовке — кажется, что Самара застряла в чуждом для себя времени. Несмотря на безукоризненный вокал, в ее искренность поверить непросто: она не ошибается в звуках, но и не «проживает» слова песен — для этого ей пока не хватает то ли жизненного опыта, то ли актерского мастерства. Пожалуй, только в аранжированной под босса-нову «Only a Moment Ago», где Самара добавляет в вокал едва уловимую щепотку госпела и соула, она действительно раскрывается как оригинальный музыкант.

Наверное, обращение к вечнозеленой классике — безопасный способ и заявить о себе, и понравиться максимально широкой аудитории. Но история показывает, что создание настоящих произведений искусства почти всегда сопряжено если не с риском, то хотя бы с выходом из зоны комфорта. У Самары Джой отличные исходные данные — осталось только чуть смелее распорядиться ими.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Лев Боровков

Сооснователь JAZZIST. Специалист по авторскому праву. Заигрывал с джазом в школьной группе (к счастью, записи не сохранились). Автор Telegram-канала The Lost Chords.

Читать комментарии

  • Сплошной анахронизм!? Да уж, в таком случае, там сейчас добрая половина NY “сплошной анахронизм”)!
    Мне кажется, что Вы просто ОЧЕНЬ не любите джазовую классику, стандарты, которые уже прочно заняли своё место в мировой музыке и не одно “поколение джазовых новаторов”, пыталось безуспешно их подвинуть.

    Спасибо за обзор!
    И позволю себе прокомментировать.

    1. Почему «Stardust» в начале? Очень объяснимо! Эта песня показывает с самого начала пластинки кто она (Samara) и что из себя представляет как джазовая певица! Это сложная тема для исполнения и не каждая певица смело берёт этот стандарт в репертуар! Тут нет никакой пробуксовки (как бы поддерживая Вашу авто-терминологию, которая, уж не знаю цвет нитки, но проходит-таки через весь Ваш обзор);
    2. Про искренность, молодость и нехватку опыта: это откуда Вы такое клише достали?) Я уверен, Вы хорошо знаете историю вокального джаза. Раз упомянули Великую Sassy, то разве она могла в 18 лет петь искренне слова «Body & soul»? А она не просто их спела, она с этой темой победила в судьбоносном для неё конкурсе и всю жизнь любила эту балладу, вспоминая, и не раз, ту ночь в легендарном Apollo Theater. И какой там жизненный опыт в её 18 лет?) Там уже с 40-хх годов были джазовые певицы, которые не особо «проживали тексты» и просто использовали саму песенную форму как материал для работы.
    3. И вот уж не понял, где там Pasquale Grasso кого-то оттеняет!?
    Феноменальность, подчёркиваю, и не только я, этого гитариста не в технике (скорости, которую вы акцентировали, продолжаем авто-терминологию), он абсолютно иначе мыслит и посему на все 100% может заменить пианиста в любом туре или на любой записи. И эта сессия тому яркий пример.
    4. Ну и последняя фраза тоже не даёт мне покоя, про оригинальность. Samara с первой своей спетой ноты, ну настолько узнаваема, ведь она от природы получила 200%-ную оригинальность! Просто добавила ко всему данному очень хорошее «время», что редкость для молодой певицы (вот тут-то, опыт как раз и нужен) и почти совершенное вибрато! Плюс ко всему, безупречный вкус в выборе стандартов как для этой пластинки, так и для концертных выступлений. Так же ставлю акцент на изначально выбранном оригинальном векторе в аккомпанирующем составе гитарного трио, да ещё и с одним из ярчайших гитаристов современности.

    P.S.: Мне понравился Ваш финал на счёт произведения искусства, выхода из зоны комфорта и риска. Понравился в плане жуткого любопытства найти в Ваших обзорах на джазовые альбомы произведение искусства. Пошёл читать…
    Александр Михайловский.

  • Александр, добрый вечер! Спасибо за отклик, несогласие и критику. То, что вы так внимательно прочитали рецензию и подробно парировали, означает, что не зря работаем. Произведения искусства среди моих обзоров можете не искать — их там нет, потому что нет цели создавать рецензии-шедевры. Тем не менее, если с помощью моих обзоров (какими бы спорными для вас они ни были) или обзоров моих коллег вы узнаете про альбомы, которые раньше не слышали, и они вас зацепят (неважно, со знаком плюс или минус), то можно будет считать, что «Джазист» со своей задачей справляется.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии