Британский лейбл BBE Music продолжает серию «J Jazz Masterclass» перевыпуском альбома «Evolution» басиста Синтаро Накамуры и его квинтета. Изначально запись вышла в 1984 году, но перевыпускается уже в третий раз — теперь и на виниле. Для лейбла это уже девятый релиз, посвященный малоизвестным и труднодоступным страницам японского джаза. До этого в серии выходили две части сборника «J Jazz: Deep Modern Jazz From Japan» (третья ожидается в феврале), а также переиздания «East Plants» Такео Мориямы, «Earth Mother» Коичи Мацукадзе и других редкостей. Цены на оригинальные издания этих пластинок — так называемые первопрессы — точнее всего можно описать словами «это больно»; на discogs.com они продаются за 200-700 долларов. Короче говоря, BBE Music добывает и преподносит аудитории чистое золото.
В послевоенной Японии джаз, как и другие завезенные из Америки музыкальные направления, пользовался громадным успехом. С присущими японцам усердием и одержимостью местные музыканты изучали еще недавно совершенно чуждое им искусство, доводили его до совершенства и привносили что-то свое. Временной отрезок с конца 1960-х по начало 1980-х стал одним из самых интересных периодов в «джей-джазе» — эпохой, породившей удивительных артистов и записи, которые сегодня считаются хрестоматийными. Альбом «Evolution» был записан в 1984 году в Нью-Йорке и выпущен на маленьком частном лейбле Streetnoise Records.
В записи приняли участие американцы — пианист Джефф Дженкинс и тенор-саксофонист Роберт Кенмоцу. Ритм-секцию составили японцы: на басу — сам лидер и идеолог квинтета Накамура, на ударных — Фукуси Таинака. Пятым участником группы стал трубач Сюндзо Ооно — еще один японский джазмен, которого принято называть великим. Двукратный обладатель «Грэмми», Ооно еще с середины 70-х живет и работает в Штатах, куда его пригласил один из отцов хард-бопа, барабанщик Арт Блэйки. Помимо участия в Jazz Messengers Блэйки, в послужной список трубача входят студийные записи и выступления со светилами американского джаза — от Уэйна Шортера до Херби Хэнкока.
Альбом «Evolution» открывается легкомысленной, сбивчивой и притом сложнейшим образом устроенной композицией «Future On You», которая сходу обрушивает на слушателя всю мощь квинтета Синтаро. Как на ладони, здесь видна синергия, возникающая от взаимодействия участников. Заглавная «Evolution» в нынешнем переиздании впервые представлена в двух версиях: стандартной и расширенной до 11 минут. Главенствует тут красивая и лиричная тема, подкупающая свингующим ритмом и добрым оптимизмом. Пластинку закрывает десятиминутное вальсирующее полотно «A Blind Man» — эпическая спиричуэл-композиция, балансирующая между минором и мажором с абсолютно завораживающей энергетикой. Каждому из участников дается возможность по очереди коротко «назвать себя», то есть выступить с кратким соло, — традиция, общая как для бопа, так и для японской культуры. Пружина ритм-секции то медленно сжимается, то стремительно отдает энергию, и весь квинтет сливается в управляемом хаосе постбопа.
Интересно, что в названии одной из композиций использовали эпитет, характерный для азиатской кухни, — «Sweet & Sour Sound» («Кисло-сладкий звук»). И хотя японские влияния в этом альбоме совершенно не очевидны, с каждым новым прослушиванием странный, непривычный, нездешний оттенок звучания этой музыки ощущается всё сильнее.
Релиз состоится на компакт-дисках и в цифровом формате, а на виниле альбом переиздается впервые. Пластинка сохраняет оригинальный дизайн и выходит с диагональным поясом «оби» — характерной для японских дисков «суперобложкой», которую истинные джазовые отаку непременно оценят.
Слушать альбом: Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp