Simonas Kaupinis
«Tubism»
(ImproDimensija, 2021)

Молодой литовский тубист Симонас Каупинис занимается импровизационной и академической музыкой — такое пересечение направлений деятельности встречается всё чаще. Консерваторская подготовка дает отличную техническую базу, а импровизация позволяет музыкантам реализовывать собственные замыслы, не оглядываясь на стоящих за спиной композиторов. Дебютный альбом Симонаса почти целиком состоит из сольных пьес, многие из которых записаны методом наложения партий. Такой подход — альтернатива как импровизации, так и композиции, и он позволяет сохранить и точность сочинения, и свободу исполнения.

Сольная туба необычна, очень интересна и явно непроста для самих тубистов. В памяти почти сразу всплывают работы англичанина Робина Хейворда, немца Карла Людвига Хюбша, американца Дэна Пека и норвежца Мартина Такста. Все они плодотворно работают с расширенными техниками и могут играть совсем разную музыку — от редукционизма до фри-джаза, а вот основной их интерес всё же сконцентрирован на продолжительных звуках, которые раскрывают потенциал тубы именно как низкочастотного инструмента с множеством оттенков звучания и одновременно помещают музыку почти что в раздел электроакустических изысков. Музыка Каупиниса в этом плане менее строга и более разнообразна. Ее разнообразие можно списать на возраст (когда идет активный поиск своего стиля), а можно рассматривать как необычный пример использования тубы в другом контексте. Этот контекст состоит из треков покороче, в которых Симонас с неподдельным любопытством изучает препарации, амплификацию, наложение партий и их последующее сведение. Делает он это очень музыкально и аккуратно.

На его новом альбоме играют и гостевые музыканты. Шестой трек, «1=3», записан в трио с альт-саксофонистом и диджеем. Это свободная импровизация, которая за четыре минуты наглядно показывает тубу в роли ансамблевого инструмента. Обычно она нередко играет поддерживающую роль, заливая фундамент низкочастотными партиями. Такой подход сродни бас-гитаре, которая так же создает необходимую поддержку для других инструментов, а вот в лидирующей ипостаси может затеряться из-за своего неповоротливого по природе звучания. Литовец знает эти особенности своего инструмента и умело распоряжается ими, когда альт-саксофон выходит на передний план. Вероятно, не просто так следующий трек — тоже коллаборация, на этот раз с перкуссионистом. В самом длинном номере альбома Каупинис работает с циркулярным дыханием, выдувая из инструмента замысловатые текстуры, а ударные инструменты разукрашивают полотно как мелкими звуками, так и ритмическими построениями. В таком дуэте нет ни лидера, ни аккомпаниатора — это ещё один необычный вид взаимодействия.

Альбом оставляет хорошее послевкусие, после которого хочется поскорее услышать новые работы Каупиниса. Например, что-то целиком сольное и акустическое, как в отличном получасовом сете 2019 года.


Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии