UNDR INFLNCE
«Navbahor»
(Unipop Music, 2023)

Сегодня в это сложно поверить, но в 70-х и 80-х годах XX века Узбекистан был важной точкой на советской джазовой карте. Фергана, где регулярно проходили крупные музыкальные фестивали, носила негласный статус джазовой столицы Средней Азии. Да и Ташкент не стоял в стороне — в городе даже был свой джаз-клуб, солисты которого записали в 1978-м «Восточную сюиту», важнейший опус в истории центральноазиатского джаза. Имелись и свои локальные звезды — ансамбли «Сато» Леонида Атабекова и «Радуга» Бориса Сметанова, выдающийся гитарист Энвер Измайлов.

Московскую группу UNDR INFLNCE (ранее — Under Influence), собранную тремя выходцами из Ташкента — саксофонистом Игорем Теном, клавишником Санжаром Турсуновым и басистом Германом Тигаем, — очень хочется записать в продолжатели дела великих предшественников. Прежде всего потому, что они тоже отталкиваются от корней и пытаются интегрировать традиционную узбекскую музыку в джазовую импровизацию. Разумеется, с поправкой на современность: там, где «Сато» заигрывали с роком, UNDR INFLNCE кокетничают с хип-хопом и электроникой. Но придется сдержать импульс. Хотя бы потому, что несправедливо вешать ярлык «продолжателей» на совсем молодых музыкантов, которые явно еще ищут себя, свой язык и свою культурную идентичность.

Поиски себя — главное, что бросается в глаза, когда слушаешь альбом «Navbahor». Ташкентский костяк группы, основанной в 2016 году, к его записи сильно разросся. Среди прочих в ряды участников вошли два кубинца, братья Вейтиа Эчаварриа — трубач Карлос Энрике и перкуссионист Фидель Алехандро. Стартовая композиция «Chunga», пронизанная афро-кубинскими ритмами, — страстная открытка их корням. Сразу отмечаешь старательность и воздушность исполнения, но, что называется, за душу эта вещь не берет, а настраивает на фоновое прослушивание легкого, обаятельного и совсем не обязательного джаза. Впрочем, уже следующий номер «Bomber» обнажает обманчивость первого впечатления. Здесь UNDR INFLNCE экспериментируют с фанком, хип-хопом и наложением синтезаторных слоев в духе передовиков британской джазовой волны (скажем, GoGo Penguin) — и создают музыку куда более фактурную, с нетривиальными соло духовых и заводным басовым риффом.

И совсем иначе группа звучит, когда ступает на родную землю. Она как будто прибавляет в весе; звук становится более округлым, насыщенным, свободным. В «Sarbozcha» солирует танбур (на нем мастерски играет Юнус Ражабий, выписанный ради записи из Узбекистана) — традиционный струнный инструмент, который исполняет народную мелодию, ничуть не отклоняясь от оригинала. Тему подхватывают и развивают в духе современного Гласпер-фьюжна, и узбекскому фолку модные аранжировки оказываются как нельзя к лицу. На «O’rik Gullaganda» и «Bukhara» группа повторяет прием еще раз. Вначале четко и ясно она представляет слушателям аутентичную мелодическую тему, а потом отклоняется в сторону и исполняет свой авторский материал, улавливая лишь настроение первоисточника.

Именно в эти моменты — когда UNDR INFLNCE слегка отпускает свою (несомненно, важную) миссию по ликбезу публики и включает фантазию — музыка и начинает по-настоящему сверкать. А музыканты, пусть всё еще ищущие, совершенно точно дают понять, что им есть что сказать.


Слушать на Apple Music | Spotify | VK Музыка

Об авторе

Наталья Югринова

Главный редактор JAZZIST. Журналист, копирайтер. В детстве слушала мамины пластинки Сонни Роллинза и Бена Уэбстера — и они до сих пор не отпускают. Автор Telegram-канала Eastopia.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии