Португальский музыкант-экспериментатор Рафаэль Тораль начал свою карьеру в конце 80-х и с тех пор выпустил несколько десятков разноплановых релизов. В ранние годы он целиком концентрировался на электронных звуках, проводя опыты с осцилляторами, усилителями, фидбэком, гитарными дроунами, генеративной музыкой и т. д. Записи того периода можно отнести к нестандартному эмбиенту или академической электронной музыке, хотя уже тогда проявлялась тяга музыканта к импровизации. Тораль сотрудничал со многими известными экспериментаторами, включая Джима О’Рурка, Кристиана Феннеша и Ли Рейнальдо (Sonic Youth), но поворотным моментом в его творчестве стала коллаборация с соотечественником — трубачом Сэем Мигелем, мастером джазовой импровизации, не чуждым экспериментов с электроникой. С тех пор Тораль всё больше уходил в сторону джаза и свободной импровизации, а в названиях его новых записей со второй половины нулевых постоянно фигурируют слово «Space» и прочие космические образы. Новым этапом стало создание собственной джазовой команды, получившей название Space Quartet.
В этом проекте Тораль отнюдь не забрасывает электронику, но теперь он старается придать ей больше «человечности» с помощью индивидуального вклада импровизирующих музыкантов. В его понимании электронная музыка должна быть просто музыкой с электроникой в качестве инструмента — понятием, аналогичным, например, «саксофонной музыке». Первый альбом Space Quartet вышел на лейбле Clean Feed в 2018 году, и хотя электронный звук на нем доминировал, это действительно была полноценная фри-джазовая работа ансамбля. С тех пор состав обновился, а синтезаторы заменил саксофон: на втором студийном альбоме «Directions» в квартете, помимо лидера, играют контрабасист Уго Антунес, барабанщик Нуно Моран и саксофонист Нуно Торрес.
Тема космоса для фри-джаза, мягко говоря, не нова: тут можно вспомнить и позднего Колтрейна, и Sun Ra Arkestra, и множество адептов эзотерического джаза, для которых обращение к космической духовности а-ля «Joyful Spirits of the Universe» давно стало жанровым клише. Тораль, однако, не стремится ни копировать гигантов прошлого, ни поддаваться сомнительному обаянию нью-эйджа. «Space» здесь — это не только космос, но и пространство (физическое, личностное или акустическое), а задача Space Quartet — создать его звуковую метафору. Впрочем, желание написать «стандарты с других планет» у музыкантов тоже имеется, но реализуют они его средствами скорее европейской электроники, чем американского джаза. В некоторых композициях заметно влияние kosmische Musik — в какие-то моменты музыка звучит как тихие эмбиентные сигналы из космоса. Впрочем, названия вроде «Moonlight Through the Pines» рисуют в воображении уже вполне земные картины, также прекрасно согласующиеся с музыкальным рядом.
Но бóльшая часть альбома выполнена в гораздо более бодром фри-джазовом ключе. Слова Тораля не расходятся с делом: хоть он и отводит себе роль ведущего солиста, Рафаэль не стремится заполнить собой всё пространство и в нужные моменты готов отойти в сторону, позволив развернуться коллегам. Он действительно старается сделать фидбэки и электронику просто инструментами в ансамбле. Хотя их возможности, конечно, заметно шире: музыкант может создавать атмосферный фон для остальных партий, добавлять к ним шумовые дроуны и прочие «инопланетные» звуки или устраивать переклички с саксофоном — и тогда возникает впечатление, что это не электроника, а что-то вроде препарированной трубы. Словом, взаимодействие электронных и акустических партий оказывается по-настоящему интересным. Композиции, как и сам альбом, идут в разных направлениях: в одной можно услышать медитативную психоделию («Photonic Radiation»), в другой — нойз-роковый забой («Such a hungry yearning burning inside of me»), но везде четко слышны общий почерк и общая музыкальная мысль.
И всё же относиться к «Directions» как просто к джазовому альбому не получается: его электронная составляющая независимо от воли автора притягивает к себе больше внимания, чем всё остальное. Дело тут не в привычке (мало ли электроники мы слышали в импров-ансамблях) и не в том, что лидер может где-то перетянуть одеяло на себя (это нормальное явление для любых составов). Дело в том, что электроника здесь каждый раз звучит по-другому, то приспосабливаясь к остальным инструментам, то уводя их за собой, и набор выразительных средств у нее гораздо больше — тут просто нет возможности привыкнуть к определенному тембру. Но в этом нет ничего плохого. Зачем придумывать бессмысленные самоограничения, если есть возможность сделать музыку богаче? Space Quartet предпочитают именно такую свободу, создавая в результате отличный разноплановый альбом, который благодаря необычному саунду и умелой командной игре постоянно раскрывается с новой стороны.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка