Steve Swallow
«Real Book»
(XtraWATT, 1994)

4 октября басисту и композитору Стиву Своллоу исполнилось 85 лет, и по этому случаю в рубрике «Ориентиры» Олег Соболев рассказывает об альбоме Своллоу «Real Book».

Официальная версия такова. В середине 1970-х в Бостоне два студента Колледжа Бёркли — ученики Гэри Бёртона и Пэта Метини — без денег и перспектив на продолжение учебы решили разбогатеть. Задумали пиратский песенник — сборник лидшитов («нотных тетрадей», то есть основных мелодий с гармонией), которые, как им казалось, круто и весело играть и на которые приятно импровизировать. Помимо джазовых стандартов, туда попали песни Стиви Уандера, Фрэнка Заппы, Жобима, а еще материалы, которые составители получили напрямую у преподов: наряду с пьесами Бёртона и Метини там оказались вещи Стива Своллоу, в то время тоже преподававшего в Бёркли.

Так родилась The Real Book (переосмысление термина fake book, то есть обычного песенника). Книга быстро стала культовой: ее переписывали, перепечатывали, многие мелодии вошли в повседневную практику американского джазового образования. Нейт Чинен в книге «Playing Changes» пафосно называет The Real Book «самой влиятельной книгой в истории американского джаза». В официальной версии событий хватает дыр: личности составителей не установлены; не исключено, что сборник сшила сама бёрклиевская тусовка педагогов. Но смысл не в детективе.

Стив Своллоу как композитор прежде всего известен благодаря «Falling Grace» — вещи из The Real Book, редкому сплаву эмоциональности и ускользающей загадочности, словно движущейся по кругу. Но вообще он очень плодовитый автор, и его собственный «Real Book» — альбом 1994 года с обложкой, тоже намекающей на знаменитый пиратский песенник, — можно легко рассматривать как композиторскую пластинку.

Своллоу играл с огромным количеством титанов джаза, в том числе с выдающимися композиторами: Пи Ви Расселлом и Баком Клэйтоном, с которыми он гастролировал в студенческие годы, Джимми Джуффри, Полом Моушном, Джоном Тейлором, с тем же Метини и своей супругой Карлой Блей. В его композиторском языке ощутимее всего отзвуки сочинительской манеры именно Блей: юмор, ироничность, легкость, любовь к контрапункту, к нескольким бодро спорящим между собой мелодиям и партиям — обычно на контрасте духовых и баса.

При этом Блей мыслила широкими мазками, ее музыка была монументально развернута и педантично расписана по последовательности партий, а часто и по самим партиям и соло. Своллоу, напротив, — в первую очередь автор лидшитов. Его напевные, легко цепляющие мелодии похожи на инструкции к импровизации: яркие последовательности аккордов дарят исполнителям простор, в них можно оттолкнуться почти от любой точки.

Именно так происходит на «Real Book» — пластинке, записанной удивительным составом: Джо Ловано, Джек Деджонетт, Том Харрелл, Малгрю Миллер. Стартует диск с ударной «Bite Your Grandmother», почти смущающей своей боповой прытью; затем сворачивает в плавную, почти салонную «Second Handy Motion». В дальнейшем музыка оборачивается классической лиричностью («Wrong Together»), латинским зноем («Let’s Eat») и даже эстрадными интонациями в духе Бёрта Бакарака («Ponytail»). Своллоу как композитор не застревает в одном состоянии.

Тем и близок этот «Real Book» к тому самому пиратскому песеннику из семидесятых: как и там рядом оказывались Жобим и Джарретт, Ирвинг Берлин и Чик Кориа, так и здесь Своллоу совершает прыжки от эпохи к эпохе, от влияния к влиянию, от настроения к настроению. Это звучит очень убедительно, круто, разнообразно, да и голоса музыкантов встраиваются в фактуру музыки на лету. Пластинка, в отличие от «книги», немного затерялась в истории, и про нее редко пишут, но про нее очень стоит помнить.


Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии