Sunny Five «Candid» (Intakt, 2024) | Джазист |

Sunny Five
«Candid»
(Intakt, 2024)

Джазовый состав редко хочется назвать супергруппой, но Sunny Five — ровно такой случай. И это при том, что музыканты — саксофонист Тим Берн, гитаристы Марк Дюкре и Дэвид Торн, басист Девин Хофф и барабанщик Чес Смит, — уже работали друг с другом в разных конфигурациях.

Центральная фигура в этой компании — безусловно, Тим Берн, глыба нью-йоркского авангарда, с которым остальные неоднократно играли и сотрудничали. Но и без него, разумеется, каждый из музыкантов представляет собой совершенно самостоятельную творческую единицу. Дюкре — классик авант-прогового джаза, Торн — виртуозный гитарист и бэндлидер, Хофф — полиглот, способный сыграть любую музыку от песенной до классической, Чес Смит — мало того что барабанщик, так и еще сам по себе интересный композитор.

В составе Sunny Five нет четкого лидера. Вся концепция «Candid» — это спонтанная импровизация без определенного индивидуального видения. Голоса каждого инструмента слышны ярко и четко — и музыка будто сама по себе образуется из их сочетаний и перекличек. Звук растекается огромными волнами — то тихими, то громкими. Пожалуй, если вспомнить о названии коллектива, даже не волнами, а солнечными ударами. И это солнце — не источник доброго теплого света, а обжигающий гигант, приносящий с собой не только жизнь, но и испытания.

«Piper», первый трек альбома, начинается с повторяющихся задумчивых фраз Берна под вой и гул Дюкре и Торна — чтобы через несколько минут полностью раствориться в звуке гитар. Смит и Хофф не задают ритм, а словно солируют сами по себе, умудряясь при этом держать общую конструкцию. Но стоит тому же Смиту включить в музыку еще и шипящие электронные звуки, как в них уже растворяются гитары, а потом — снова присоединившийся в общий процесс саксофон Берна.

По сути, «Piper» дает слушателю представление о том, что ждет его дальше еще почти час: долгие раскаты соло и хаоса, напыщенные кульминации, металлический шорох электронных вибраций, только чаще чуть медленней, чем в начале диска. В музыке слышится и King Crimson середины 70-х, и экстатический звук Art Ensemble of Chicago, и классический нойз, да много что еще — весь слушательский и исполнительский опыт каждого из пяти музыкантов.

Пожалуй, в этом солнечном мареве стоит выделить три главные вещи. Во-первых, «Candid» — нескучный учебник по тому, как слушать и слышать друг друга в контексте импровизационной музыки; когда включаться и когда выключаться; чем наполнять массив звука. Во-вторых, этот альбом — виртуозный образец ансамблевой работы с динамикой. В-третьих, просто приятно слышать, как именитые люди забивают на свои эго и растворяются в общей игре.


Слушать на Bandcamp | Яндекс.Музыка | Spotify

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии