Американский трубач Нэйт Вули известен по сотрудничеству с авант-джазовыми героями (Джон Зорн, Кен Вандермарк), академическими композиторами (Элиан Радиг, Кристиан Вольф) и новым поколением музыкантов, экспериментирующих в обоих этих направлениях (Мэри Халворсон). В своих собственных сочинениях Вули также проявляет себя и как композитор, и как импровизатор. Его главный проект на стыке этих практик — начатая десять лет назад серия «Seven Storey Mountain», названная в честь автобиографического сочинения Томаса Мёртона, крупного католического мыслителя XX века. Сам Нэйт не считает себя религиозным человеком, но идеи Мёртона вдохновляют его без привязки к христианскому учению. Для музыканта мёртоновская Семиярусная гора — это метафора личностной эволюции, процесса становления индивида через поиски, попытки, преодоление препятствий, ошибки, переосмысление своих действий — и новые попытки. В основе концепции серии «Seven Storey Mountain» лежат размышления Вули о возможностях инструмента (музыкант известен своим нестандартным звукоизвлечением и попытками раскрыть неисследованный потенциал трубы) и исполнителя. В «Seven Storey Mountain» Вули пытается заставить музыкантов выдать нечто большее, чем то, на что они, по их собственному мнению, способны. При этом композитор оставляет им право на ошибку: сбой здесь будет считаться естественной и неотъемлемой частью процесса, ведь он тоже может привести к неожиданному результату.
Композиторский метод Нэйта можно сравнить с методами Джона Кейджа и Мортона Фелдмана, но в нем также находит отражение и джазовый/импровизаторский опыт музыканта. Он использует как традиционную нотацию, так и алеаторику, текстовые инструкции и импровизации. При написании партитуры Вули ориентируется на конкретных исполнителей, их предпочтения и способности: кто-то хочет играть по нотам, а кто-то — включить поток сознания. Каждый из них получает персональные инструкции. Сочинение новых частей произведения — это эволюционный процесс: он начинается с воспроизведения сэмплов из предыдущих частей, затем они видоизменяются и обыгрываются. Таким образом, вся серия «Seven Storey Mountain» связывается своего рода системой лейтмотивов, распознать которые, впрочем, довольно непросто. От них отталкивается игра ансамбля: каждый музыкант должен добавить к звуковым событиям что-то свое, слушая при этом других и взаимодействуя с ними. Задача в том, чтобы композиция зажила своей жизнью как сложный развивающийся организм.
Эти идеи не кажутся чем-то принципиально новым. По сути, они аккумулируют опыт послевоенных авангардистов (тех же Кейджа и Фелдмана, Терри Райли и других) и богатую традицию свободной импровизации. Другое дело, что их потенциал еще далеко не исчерпан (если его вообще возможно исчерпать), и Вули принадлежит к новому поколению композиторов, продолжающих его раскрывать. Его результаты впечатляют.
«Seven Storey Mountain VI» — первая в серии запись, сделанная в студии. В исполнении, помимо самого Вули с трубой и примочками, участвует ансамбль из скрипок, ударных, электрогитар, клавишных и небольшого хора под руководством Меган Шуберт, которая также стала соавтором хоровых аранжировок. Композиция начинается с хорового вокализа, переходящего в тихую инструментальную импровизацию. Затем напряжение нарастает: под тревожные дроуны и электронные шумы в дело постепенно вступают гитары. К середине композиция достигает импров-нойз-рокового крещендо в духе «The Stooges и Sonic Youth джемуют с фри-джазовыми музыкантами». Труба Вули в этой шумовой атаке играет ту же роль, что и гитары — ревет, рычит и издает звуки, не слишком ассоциирующиеся с этим инструментом. Когда агрессивная часть наконец утихает, звучит органный дроун, затем — хор под минималистичное фортепиано. Инструментальный аккомпанемент постепенно умолкает. Композиция и начинается, и заканчивается пением а капелла.
Завершается альбом хоровым исполнением песни американской фолк-исполнительницы Пегги Сигер «Union Maid», рассказывающей о несправедливом отношении общества к женщинам и призывающей к равноправию. Вули был очарован силой слов Сигер, и эта вещь стала главным источником вдохновения для написания «Seven Storey Mountain VI» (фрагмент текста мы видим на незамысловатой обложке). Контрапунктом к ней звучит рефрен «You Can’t Scare Me», позаимствованный из протестной песни Бобби Макги «Union Maid», но положенный на собственную мелодию Вули. Это обнадеживающая и жизнеутверждающая кода.
Многие критики уже вполне справедливо признали «Seven Storey Mountain VI» одной из лучших записей 2020 года. А вот насчет того, к какой жанровой категории отнести эту работу, мнения расходятся. Пожалуй, она всё-таки ближе к академической музыке, чем к авант-джазу, но категорично отделить их друг от друга в данном случае едва ли возможно. Одно можно сказать определенно: этот альбом пополнил славный ряд околоакадемических записей, также представленный, например, работами Ингрид Лауброк и Мэри Халворсон. Вместе они выводят импровизационное искусство на новый уровень признания.
Слушать альбом:
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка