The Necks
«Disquiet»
(Northern Spy, 2025)

После прошлогоднего альбома «Bleed» легендарное австралийское трио — клавишник Крис Абрахамс, контрабасист Ллойд Суонтон и перкуссионист Тони Бак — вернулись с трехчасовым релизом.

The Necks известны длинными композициями, где во главу угла поставлена идея повторяющегося мотива, ритмического штриха или обрывка мелодии. При этом в их объемной дискографии есть и иные работы, в которых развитие идет непредсказуемо и уводит от принципа бесконечного повторения, — таким как раз был «Bleed».

Четыре пьесы на «Disquiet» показывают разные грани трио. С одной стороны, тут присутствуют более чем часовой ломаный вальс «Ghost Eye» с изощренной партией Тони Бака, завораживающей своей навязчивой цикличностью, и «Warm Running Sunlight» — получасовая вещь, которую, строго говоря, нельзя свести к одному риффу, но так и тянет назвать ее одной большой вариацией.

С другой стороны — часовая «Rapid Eye Movement» и получасовая «Causeway», в которых легко нащупать отдельные разделы, пусть даже некоторые их эпизоды звучат как спонтанные групповые наигрыши на одну и ту же «эмбрионную» тему.

Всё это вместе действительно звучит как The Necks. Зачем же слушать три часа такой музыки?

Во-первых, потому что это именно The Necks. За годы коллектив выработал простую на вид, абсолютно индивидуальную манеру игры и сочинения. Повторить ее невозможно: любая калька в ответ получит простое клеймо — «похоже на The Necks». Но даже если отбросить этот страх и попытаться сыграть, как The Necks, ничего не получится. Обманчивая простота музыки австралийцев скрывает многолетнюю сыгранность и сверхтонкое взаимопонимание: каждый музыкант интуитивно знает даже не то, как партнеры играют, а как они дышат. Уже на уровне чистого удовольствия от музицирования The Necks уникальны — и хотя бы поэтому их стоит ценить сейчас, пока они с нами.

Во-вторых, из этой манеры и из предельно простой формы с большим хронометражем вырастает особое переживание звука. Если вслушаться в партию клавишных Криса Абрахамса в «Rapid Eye Movement», станет ясно: ходы не повторяются, он уходит то влево, то вправо, однако, удерживая один регистр и очень долго играя, словно размывает звук, и ноты его электронного пианино превращаются в огромное облако. Похожие эффекты прорываются и в других партиях, в иных моментах «Disquiet». Это чувство неповторимо, им не владеет никто больше.

В-третьих, The Necks на «Disquiet» экспериментируют с формой альбома. Три диска (на первом — «Rapid Eye Movement», на втором — «Ghost Eye», на третьем — «Causeway» и «Warm Running Sunlight») в физическом издании не пронумерованы. Их предлагают слушать в любом порядке. В результате у набора из трех дисков есть шесть вариантов последовательностей (ABC, ACB, BAC, BCA, CAB, CBA).

Каждый из них — благодаря протяженности пьес и общей трехчасовой длительности — меняет углы обзора, настроение, собирает музыку в новую картину. Ясно, что три часа — испытание для внимания, даже если слушать фоном, а усталость неизбежно влияет на восприятие. Поэтому, скажем, финал в виде «Causeway» и «Warm Running Sunlight» дает один эффект, а старт с них — совсем другой; а если поставить эти пьесы вторыми, получится третье впечатление. Даже без фактора усталости музыка раскрывается по-разному: из глубины всплывают загадки без ответов. Собственно, об этом и вся музыка The Necks.


Слушать на Bandcamp

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии