The Underflow «‎Instant Opaque Evening»‎ (Blue Chopsticks, 2021) | Джазист | Рецензии


The Underflow
«‎Instant Opaque Evening»‎
(Blue Chopsticks, 2021)

Рейтинг: 3.5 из 5.

The Underflow — это супертрио саксофониста Матса Густафссона (The Thing, Fire! и Fire! Orchestra, The End), трубача и корнетиста Роба Мазурека (Chicago Underground) и гитариста Дэвида Граббса. Первые двое — священные монстры импровизационной сцены и в представлении аудитории «Джазиста» не нуждаются, а вот присутствие в составе трио Граббса, пожалуй, требует комментария. В молодости Граббс играл в панк- и постхардкор группах Squirrel Bait и Bastro, потом вместе с Джимом О’Рурком создал дуэт Gastr Del Sol, к которому Мазурек и Густафссон не раз присоединялись в качестве приглашенных гостей. С конца девяностых Граббс отправился в сольное плавание — начал выпускать альбомы на чикагском альтернативном лейбле Drag City и даже открыл внутри него собственный импринт Blue Chopsticks. Став издателем, Граббс еще ближе подобрался к экспериментальной импровизационной музыке и стал издавать работы Дерека Бэйли, того же Густафссона и Ноэля Акшоте. Поэтому неудивительно, что пластинка The Underflow тоже выходит на Blue Chopsticks, а Граббс по сути оказывается здесь хозяином вечеринки. «‎Instant Opaque Evening», как и первая пластинка The Underflow двухлетней давности, записана во время европейского турне трио по Франции, Бельгии, Италии и Польше. Даже свое название группа позаимствовала у одной из локаций, где выступала в ходе того тура: «The Underflow» — это магазин виниловых пластинок в Афинах. Что ж, место встречи музыкантов, сделавших себе имя в Чикаго, а потом разлетевшихся кто в Нью-Йорк (Граббс), кто в Техас (Мазурек), а кто в австрийский Никельсдорф (Густафссон), изменить нельзя: старая добрая Европа вновь приветствует эксперименты со свободной импровизацией.

 «‎Instant Opaque Evening» состоит из десяти импровизационных номеров, в которых предварительно подготовленный композиционный материал сведен к минимуму. В процессе импровизаций каждый из музыкантов занимается любимым делом: Густафссон во всю мощь разворачивается на баритон-саксофоне с тяжелыми соло, экспериментирует с дыханием и игрой клапанов. Мазурек, словно в противовес, легко парит на трубе, хитро добавляя к импрову цитаты из мелодичного постбопа шестидесятых. Граббс разводит построковое гитарное марево и в трех композициях даже решается запеть. Вдобавок Густафссон и Мазурек с энтузиазмом крутят ручки электроники — оба не один десяток лет увлекаются нойзом.

Продиктованные интуицией и опытом спонтанные решения приводят к тому, что линии, по которым двигаются музыканты, то и дело пересекаются, и плотность звучания в эти моменты резко возрастает. Например, в открывающей композиции соло Мазурека на трубе быстро сменяется напряженным хаосом, когда звуки электрогитары, перкуссии, синтезаторов наслаиваются друг на друга почти случайным образом. «An Optimist Declines» — бенефис Граббса. Почти все пространство композиции занимают его голос и гитара, а повторяющиеся риффы и вокальные линии придают ей черты традиционной песенной формы. Но когда вступают взволнованные саксофон и труба, звук снова становится более фактурным и эмоциональным. 13-минутная «Self Portrait as Interference Pattern» продолжает изучать точки пересечения музыкантов. Композиция строится на перекличке духовых с гитарой, причем Граббс не жалеет эффекта дисторшна. В «Sound of a Wet Leather Ball» впервые за весь альбом нащупывается ритм в «традиционном» его понимании — роль драм-машины играет синтезатор, на котором повторяется одна и та же нота. В этом моменте, пожалуй, трио максимально сконцентрировано и напряжено: слышно, как тяжело хватает воздух ртом Густафссон, взявшийся за флейту. Вплоть до самого конца альбома музыканты то и дело сходятся и расходятся, увлекаются своими линиями, а затем внезапно находят поводы для того, чтобы ими соприкоснуться. Это неравномерный, очень инстинктивный, но оттого живой альбом трех сильнейших музыкантов, которым явно интересно проводить время вместе.

Слушать на: Apple Music | Яндекс.Музыка | Deezer | YouTube

Об авторе

Александра Копелян

Журналист, переводчик, музыкант и вокалист, автор проекта growthrings.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии