Thuluth
«One Third of the Sun»
(Al Maslakh, 2024)

Ливанский лейбл Al Maslakh существует с начала 2000-х. Занимаясь преимущественно современной импровизационной музыкой, лейбл почти сразу же попал в поле зрения слушателей и критиков не только за счет экзотичного происхождения, но в первую очередь благодаря качественной музыке высокого качества. В то время многие музыканты-импровизаторы стали использовать свои акустические инструменты как «электронные», и ливанцы подхватили эту тенденцию. Играли они слоистые импровизации, наследующие как британцам AMM и находившие связи с коллегами — например, норвежскими резидентами лейбла SOFA или берлинским сообществом Echtzeitmusik. С тех пор много воды утекло, и часть музыкантов Al Maslakh перебралась в Берлин, где продолжает создавать свою музыку.

Один из берлинских коллективов, связанных с Al Maslakh, — трио Thuluth. Магда Майас по праву считается одной из лучших пианисток, создающих звуки по большей части при помощи препарированного рояля. Контрабасист Раед Яссин — не только музыкант с широким кругозором, но и художник, что это позволяет ему абстрагироваться от музыкантских привычек. Играя на контрабасе, он кладет его на бок, и такой подход характерен для начала нулевых и переосмысления способов использования инструмента. Третья участница, Уте Вассерман, — одна из главных импров-вокалисток на современной сцене. Она разрабатывает свою технику не первый десяток лет, но записей с ее участием не так много; отрадно, что в последние несколько лет ее имя всё чаще встречается на обложках релизов. Кроме того, каждый из участников Thuluth, как указано на альбоме, использует некие «объекты». Это безмерно широкое понятие, но ясно, что оно обозначает всевозможные препарации для извлечения того или иного нестандартного звука.

Трио впервые выступило в 2016 году на фестивале Irtijal в Бейруте, после чего музыканты решили продолжать сотрудничество. На диске три пьесы, которые были записаны в один из ранних январских дней 2022 года. Участники Thuluth фокусируют внимание на том, как их звуки переплетаются и наслаиваются друг на друга. Это могут быть, например, длинные ноты-текстуры с примесями шумов-глитчей от тех самых «объектов», бьющихся о струны контрабаса. Возникающие ритмические паттерны, зачастую самые простые, действуют предельно эффективно и создают последовательное музыкальное повествование.

На сегодняшний день подобная музыка хорошо исследована и весьма распространена. У нее есть свои рамки и правила игры. Можно ли добавить что-то еще к существующему наследию? Если музыканты начинают всерьез задаваться такими вопросами, это может увести их от самой музыки к неким концептуальным задачам, и тогда музыкальный фокус может размываться. Одна из сильных сторон Thuluth в том, что такого не происходит: альбом звучит максимально органично благодаря полному погружению музыкантов в звуковой контекст и игру «здесь и сейчас». Учитывая, что все трое прекрасно владеют собственным инструментарием и крайне внимательно слушают друг друга, выстраивая единое высказывание, слушателю не остается ничего другого, кроме как с любопытством слушать прекрасный пример акустического импрова, который стремится звучать как электронный.


Слушать на Bandcamp | Spotify

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии