Tilo Weber
«Tesserae»
(We Jazz, 2023)

Славный финский лейбл We Jazz продолжает представлять миру молодых креативных музыкантов с их самых выгодных сторон. Очередным шагом в этом направлении стал новый альбом немецкого барабанщика Тило Вебера «Tesserae». Этот музыкант хоть и имеет достаточно солидный опыт работы с интересными коллективами, но еще не приобрел звездный статус в качестве сольного исполнителя, а вот с новым альбомом имеет хорошие шансы к нему приблизиться.

Для работы над «Tesserae» Вебер пригласил шведского басиста Петтера Эльда и австрийского клавишника Элиаса Штемезедера. С ними музыкант играл в проекте Отиса Сандшьё Y-OTIS, так что участники трио уже имели хорошее представление о возможностях и предпочтениях друг друга — на записи это хорошо слышно. А вот инструментарий в этот раз они расширили нестандартными решениями: так, Вебер здесь играет еще и на вибрафоне, Эльд чередует контрабас с акустической гитарой, а Штемезедер, помимо привычных фортепиано и синтезаторов, использует также челесту и клавесин, причем последний в половине альбома является ведущим солирующим инструментом.

При сочинении материала Вебер активно использовал нечетные ритмические размеры. Для такого состава подобная практика кажется абсолютно логичной: музыканты известны своей любовью к «математике» и сложным ломаным конструкциям, зачастую еще и приправленным близкими к хип-хопу грувами. И здесь всё это тоже присутствует. Упругий звук баса Эльда вообще узнается моментально и безошибочно: такую технику он использует почти во всех (за редкими исключениями) проектах со своим участием. А вот взаимодействовать с барочными инструментами ему, кажется, еще не доводилось. Здесь же ритмические ухищрения музыкантов с самого начала аккомпанируют клавесину, что создает мощный эффект и сразу захватывает внимание. Между тем, напористый перкуссионный звук этого инструмента к такой музыке прекрасно подходит. И хотя сам его тембр неизбежно вызывает ассоциации со старинной музыкой, непосредственных отсылок к ней здесь не слишком много: клавесин здесь скорее помогает создать оригинальный саунд, музыка же следует авторской эстетике.

Тем временем этот самый саунд тоже не становится константой даже в рамках альбома. Композиции выстроены так, что инструментарий плавно меняется: к клавесину понемногу подмешиваются синтезаторы, и четвертый номер в трек-листе «In Epitaxy» отходит от «старины» к футуристичному space-age-джазу. А под конец альбома к основному трио присоединяются Бастиан Дюнкер на кавказской флейте най и Анна-Лена Шнаубель на альт-саксофоне и флейте — с ними остальные музыканты движутся уже в сторону спричуэл-джаза. Таким образом, практически весь альбом звучит как попытка говорить на современном музыкальном языке с помощью традиционных инструментов. И эта попытка оказалась успешной.

В «Tesserae» хорошо прослеживается композиторский подход Вебера. Здесь есть развивающиеся мелодические линии, продуманные ритмические структуры, минималистские паттерны — словом, музыка кажется хорошо просчитанной. Вместе с тем в ней сохраняется чувство свободы и легкости. Музыканты не пускаются в безудержные свободные импровизации, но у них есть немалый простор для маневров, который они эффектно используют и в рамках небольших композиторских вещей. Хорошо слышно, что они прекрасно понимают друг друга и при желании легко могут отклоняться от «генеральной линии» без ущерба груву и мелодической составляющей. Необычные звуковые опыты, конечно, придают записи яркий колорит, но без всего этого они бы не сработали. Здесь же интересная форма обрамляет не менее интересное содержание.


Слушать на Bandcamp | YouTube | YouTube Music

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии