Tom Sochas
«The Sorcerer»
(Khumbu, 2022)

Имя пианиста Тома Сочаса вряд ли пока известно за пределами узких музыкальных кругов, а его дебютный альбом вышел на лондонском лейбле Khumbu Records, для которого пластинка тоже стала первым полноценным релизом. Сухая биографическая справка на сайте музыканта говорит о том, что у него франко-американские корни, родился он в Париже, а вырос в столице Кении Найроби. Сочас обосновался в Лондоне более десяти лет назад, где стал одним из основателей и клавишником квартета Phoenician Blinds, на счету которого три долгоиграющих альбома. Группа играет довольно сдержанный, даже академичный вариант «современного» джаза, используя элементы неоклассики, фанка и хипстерского брит-джаза последних лет. Большого успеха квартет пока не снискал, но сольный проект их лидера вполне заслуживает всяческих комплиментов и пристального внимания.

Большая часть альбома записана усилиями самого Сочаса, которому помогает ритм-секция в исполнении Тодориса Зиаркаса на контрабасе и Олли Саркара на ударных. «The Sorcerer» находится на пограничной территории между нуаровым постбопом и современной классикой. Впрочем, музыкант без малейших сомнений пересекает разграничительные линии, легко показывая их условность — в его исполнении классика с и без приставки «нео» звучит, как джаз, и наоборот. «The Sorcerer» полон сюрпризов, затейливых перемен настроений и раскрывается постепенно, при всей своей медитативности не оставляя слушателю возможности заскучать. Ключевым треком альбома и отправной точкой к его созданию стала, по словам Сочаса, композиция «The Spell». Она задает настроение и нарратив всей записи — мощное высказывание, балансирующее между темнотой и красотой, попытка, цитируя автора, «очистить мир от всей той грязи, которую мы извергаем в него каждый день». Музыку альбома Сочас видит как часть древнего мифотворчества, современного переосмысления фольклорной традиции, к которой он обращается за вдохновением и советом в странные времена. Себя автор представляет в качестве «волшебника» (именно так переводится название альбома), который может легко превращаться из доброго чародея в грозного колдуна  — именно такой путь, например, проделывает музыка в открывающем альбом треке «Prologue».

На «The Fire» звучит саксофон партнера по Phoenician Blinds Джулиана Кнаппа, который на фоне вкрадчивой ритм-секции и почти эмбиентных узоров Сочаса выдает соло в духе спиричуэл-абстракций Фэроу Сандерса. Тема получает развитие на «Lament» — грустной балладе, выдержанной в атмосфере саундтрека Майлза Дэвиса к «Лифту на эшафот» с соответствующими атрибутами: пустым баром, крепким алкоголем в стакане и дождем по оконному стеклу.

В музыке Сочаса много от скандинавской сдержанности Бюгге Вессельтофта или Нильса Петтера Мольвера, а местами она перекликается с туманным и промозглым британским саундом в духе Mammal Hands и GoGo Penguin. Впрочем, на «Hope» благодаря трубе Лoри Карпентера звучат уже балканские и восточно-европейские ноты, добавляя происходящему неожиданного колорита. В целом же работа оказывается близка и отечественному джазовому подходу — подходящими музыкальными параллелями могут быть прошлогодний альбом «My Story»«My Story» Дмитрия Илугдина, выпущенный лейблом Jazzist в Москве, и «Clockwise» Евгения Пономарёва из каталога (экс-)петербургской институции Rainy Days.

Главный сюрприз, впрочем, ждет в финале альбома. Заканчивается он превосходным кавером на кобейновскую «All Apologies», если точнее — на акустистический вариант этого гимна гранжа, исполненный Nirvana на их «Unplugged»-концерте. Джазовая версия от Сочаса и его товарищей  выше всяких похвал, она подвешивает тонкую интригу и оставляет жирное многоточие. Ну а имя Тома Сочаса нужно обязательно запомнить и ждать его новых записей.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Spotify | VK Музыка | Bandcamp

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии