Пролетел еще один год. Для «Джазиста» главным итогом 2024-го стал выпуск на одноименном лейбле шести альбомов и одного EP ведущих российских музыкантов — Аркадия Шилклопера, Андрея Кондакова, групп Sunlight, Django Friends и Excite Quintet, Алексея Подымкина и Николая Куликова и, наконец, Дмитрия Илугдина. Тем временем мы продолжали пристально следить за мировой джазовой сценой, которая, как обычно, кипела жизнью. Далеко не о всех интересных релизах мы успели рассказать, но редакция «Джазиста» выбрала те записи, которые считает необходимыми упомянуть в числе лучших.
Выбор Льва Боровкова:
David Murray Quartet
«Francesca»
(Intakt, 2024)
Слушать
Творческие поиски часто приводят саксофониста Дэвида Мюррея к корням: острый фри-джаз уживается у него с эллингтоновской мелодичностью, причем нередко в одной и той же фразе. Его последний альбом — музыка «с кровью», где водят причудливый хоровод авангард, мейнстрим, блюз, латиноамериканская музыка и госпел, а сквозь всё это бьет жизненная сила импровизаций. Мюррей и участники его нового квартета — люди разных поколений, но никакого мировоззренческого разрыва между ними нет, а умение слышать друг друга и готовность реагировать на любые динамические сдвиги просто безупречны.
John Hollenbeck & NDR Big Band
«Colouring Hockets»
(Flexatonic, 2024)
Слушать
Музыка барабанщика Джона Холленбека неудобна, как чужой локоть в боку или камешек в ботинке. Но мало кто другой умеет так трагикомически точно соединять высокий пафос с еле заметной фигой в кармане. Работая с большим оркестром (а делать это он умеет и любит), Холленбек действует угловато и поперек, как будто двигает коня по шахматной доске. «А мы вот так!» И в результате рождается нечто неожиданное, непредсказуемое и грандиозное. Изюминка нового альбома, записанного Холленбеком вместе с биг-бэндом Северогерманской вещательной корпорации, — аж четыре перкуссиониста.
Аркадий Шилклопер
«New Hornology»
(Jazzist, 2024)
Слушать
Самые яркие страницы музыкальной биографии Аркадия Шилклопера, одного из лучших валторнистов мира, — это всемирно известный дуэт с пианистом Михаилом Альпериным, Moscow Art Trio с Альпериным и фольклористом Сергеем Старостиным, многонациональный квартет Pago Libre, трибьют группе Yes с симфоническим оркестром, сотрудничество с Vienna Art Orchestra… Список можно продолжать долго, но особняком среди всего другого стоят те работы, где Шилклопер остается один. Его новый альбом — без преувеличения очередная веха в истории музыки для валторны и фактически сам себе жанр. Шилклопер одновременно глубок и легок, игрив и торжественен, музыкален и технически изобретателен: он буквально на лету переключается с валторны на альпийский горн и кулохорн, мастерски используя лупер. В целом «New Hornology» — это чистое счастье, а нам всем, поверьте, повезло быть современниками этого музыканта.
Moscow-Kampala
«Ivan’s Dream»
(Moscow-Kampala, 2024)
Слушать
На альбоме «Сон Ивана», записанном российскими и африканскими музыкантами, славянский и африканский фольклор переплетаются так естественно, что местами трудно отделить одно от другого, даже несмотря на то, что до этой записи африканские участники знать не знали о существовании минорного звукоряда, например. Этот негромкий шедевр еще предстоит оценить по достоинству не только любителям музыки, но и этнографам. Отдельная жемчужина — выдающийся вокал Татьяны Шишковой.
Otto Kintet
«Wildernis»
(self-released, 2024)
Слушать
Бельгийский контрабасист и композитор Отто Кинт относится к созданию музыки архитектурно: он сооружает непростой гармонический, ритмический и тематический каркас, который затем обживают участники его «кинтета». Каждый привносит свое: гитара — фактуру, ударные — темперамент, саксофон — эмоциональность, рояль — рассудочность, а сам Отто — фундамент. В результате альбом «Wildernis» получился ярким образцом многоликого европейского авторского джаза, который не чужд влияний классики и рока. У Отто прозвище Медведь, но его музыка — не унылая берлога, а современный многоквартирный дом, где каждый найдет себе угол по душе.
Выбор Натальи Югриновой:
Tigran Hamasyan
«The Bird of a Thousand Voices»
(Nonesuch, 2024)
Слушать
Тигран Амасян, которого постоянно хочется пожурить то ли за хождение по одним и тем же тропам армянских мелодий, то ли за раздутое эго, внезапно выдал настоящий эпос, который поражает своей амбициозностью и глубиной. «The Bird of a Thousand Voices» — полуторачасовой монолит, который лишний раз напоминает, что джаз — это жанр далеко не для легкого восприятия. Амасян перелетает от синтезаторного прог-рока к джазовому эмбиенту, никогда не повторяясь в идеях. Альбом выматывает, завораживает и взрывает мозг одновременно: невероятная плотность материала в нем вытягивает силы, но оставляет слушателя в абсолютном восхищении. Армянские мотивы, конечно же, присутствуют, но теперь они не столько выражают идентичность, сколько объединяют композиции, создавая путеводную карту по этому музыкальному лабиринту. Композиции вроде «The Curse» и «Only the One Who Brought the Bird Can Make It Sing» поражают своей структурой: слоистые мелодии в них подпрыгивают на кочковатых ритмах, а моменты тишины звучат громче любых нот. Альбом задумывался как музыкальное переложение армянской сказки о птице Азаран Блбул, чей голос возвращает жизнь засохшему саду, — но в итоге, кажется, заставил творческий сад самого Амасяна расцвести заново.
David Maranha, Rodrigo Amado
«Wrecks»
(Nariz Entupido, 2024)
Слушать
Пройти через крах и разрушение, чтобы очиститься. «Wrecks» португальцев Давида Мараньи (электроорган) и Родригу Амаду (саксофон) звучит как ритуальная музыка для медитации на грани нервного срыва — гипнотическая, тревожная, захватывающая. Этот 44-минутный альбом-трек, записанный в Лиссабоне, продолжает традицию экстремальной интроспективной импровизации, в которой угадываются тени Дона Черри, апокалиптические пульсации Матса Густафссона и мрачная физика дыхательных исследований Колина Стетсона. Маранья создает звуковую среду из густых, вибрирующих текстур, напоминающих шум промышленных ландшафтов. Над этим плотным фоном парит саксофон Амаду, то нежно касаясь поверхности, то разрывая ее отчаянными, почти кричащими интонациями. «Wrecks» — это не музыка для поиска ответов, а опыт, который ведет к катарсису через болезненное, почти телесное переживание звука.
Linda Sikhakhane
«iLadi»
(Blue Note, 2024)
Слушать
Южноафриканский тенор-саксофонист Линда (это зулусское имя дают и женщинам, и мужчинам) Сикакхане — замечательный пример того, как лейбл Blue Note, взявший курс на развитие джаза в ЮАР, открывает тамошние таланты большому миру. Альбом «iLadi» — это явная и с удовольствием отданная дань Джону Колтрейну. Однако в процессе Сикакхане сохраняет собственный голос — вкрадчивый, размышляющий, с шортеровским оттенком мистики. Материал («iGosa» и «Inkehli») убеждает в способности автора сочетать южноафриканские ритмы с универсальным джазовым языком. В то же время дуэт с пианистом Ндудузо Макхатини в «Umhlahlanlela» — вдумчивое модальное исследование мелодии, где каждый исполнитель очерчивает собственные звуковые горизонты. Если и слушать спиричуэл-джаз в 2024 году, то только такой.
Jihye Lee Orchestra
«Infinite Connections»
(Motéma Music, 2024)
Слушать
Чихё Ли начинала карьеру как поп-певица в Южной Корее, но позже неожиданно увлеклась джазом и оркестровой музыкой. На своем третьем альбоме «Infinite Connections» она демонстрирует уровень зрелости, который удивителен для человека, пришедшего в этот жанр меньше десяти лет назад. Ли-дирижер мастерски управляет биг-бэндом, совмещая масштаб и мощь оркестра с вниманием к деталям, соло и тонким эмоциональным переходам между секциями. Ли-композитор органично вплетает корейские народные мотивы и ритмы в сложные джазовые оркестровки («Born in 1935», «Karma», «Nowhere Home»), рассказывая через музыку личную историю — непростую биографию своей бабушки, выросшей в послевоенной Корее. Обе ее ипостаси заслуживают внимания: Чихё Ли уверенно подхватывает традицию женщин-лидеров биг-бэндов, таких как Мария Шнайдер и Тошико Акиёши, и добавляет в нее свою энергетику и оригинальность.
Alan Braufman
«Infinite Love Infinite Tears»
(Valley of Search, 2024)
Слушать
Саксофонист Алан Брауфман, один из пионеров нью-йоркского лофт-джаза 70-х, возвращается с альбомом, который звучит как светлый итог долгого пути. Звезда Брауфмана вновь зажглась в 2018 году, после переиздания его дебютного альбома «Valley of Search». «Infinite Love Infinite Tears» показывает, что ее свет теперь мягче, но не менее ярок. В этой записи нет пожирающего огня предыдущих работ; вместо него пришли мелодичность, тепло и дух благодарности. Вместе с впечатляющим составом музыкантов, включая Патришу Бреннан на вибрафоне, Джеймса Брэндона Льюиса на тенор-саксофоне и Чеда Тейлора на ударных, Брауфман создает музыку человека, который наконец нашел покой в душе. Он обходится без резких жестов, зато сохраняет точность мелодий, насыщенность аранжировок и дух свободы, который когда-то определял эпоху лофт-джаза. Это альбом радости и гармонии, и, кажется, сам Брауфман так же доволен своим миром, как мы — его музыкой.
Выбор Александра Аношина:
Charlie Ballantine
«Love Letters and Graffiti»
(Green Mind Records, 2024)
Слушать
За два года, прошедшие с момента выхода его предыдущей пластинки «Falling Grace» гитарист Чарли Баллантайн поменял Мидуэст на Восточное побережье и перебрался из родного Индианаполиса в Балтимор. «Love Letters and Graffiti» записан вместе с пианистом Джоном Каухёрдом и ритм-секцией, долгое время работавшей с Биллом Фризеллом: барабанщиком Руди Ройстоном и контрабасистом Тони Шерром. Это стало для Баллантайна одновременно и радостью, и вызовом, и шагом вперед. На «Love Letters and Graffiti» Баллантайн стал еще точнее работать с формой и искуснее создавать звуковой контекст, не утратив при этом мелодического чувства. Удивительным образом он вобрал в себя лучшие качества большой гитарной тройки: в его саунде есть что-то от Фризелла, в тайминге — от Скофилда, а в мышлении нет-нет да и промелькнет гений Метини. С каждой новой записью мастерство Баллантайна только крепнет, а сам он становится вровень с лучшими гитаристами своего поколения. Отсутствие интереса к его музыке у медиа и широкой публики кажется временным недоразумением. Когда Баллантайн наконец выстрелит, а это обязательно произойдет, за его плечами уже будет дискография, которой многие могли бы позавидовать.
Ben Wolfe
«The Understated»
(Resident Arts Records, 2024)
Слушать
К контрабасисту Бену Вулфу как нельзя кстати подходит штамп «музыканта для музыкантов»: широко известен в узких кругах особо преданных поклонников и пользуется неоспоримым авторитетом среди профессионалов. «The Understated» авторитет Вулфа полностью подтверждает. В записи альбома поучаствовали первейшие музыканты нью-йоркской сцены: пианисты Оррин Эванс и Салливан Фортнер, барабанщик Аарон Киммел, саксофонистка Николь Гловер и гитарист Рассел Малоун, к сожалению, ушедший из жизни в августе этого года. Поначалу «The Understated», целиком составленный из авторских композиций, смотрится неброско. Вулф не из тех, кто стремится выставить свою искусность напоказ. «The Understated» раскрывается постепенно: причудливостью гармоний, изысканностью ритмического рисунка, цепкой настойчивостью мелодий, отточенностью звука. Волф уверенно отсекает всё лишнее и в то же время не упускает из виду ни один нюанс. В каждой композиции, будь то извилистый бибоп («Occam’s Razor») или прохладные баллады («The Poet Speaks», «So Indeed», «Beautiful You»), он добивается отточенности формы, чтобы затем наполнить ее содержанием. Вопреки штампам, «The Understated» не ставит перед слушателем никаких барьеров и своей вкрадчивой поступью способен надолго осесть в памяти. Вопрос после прослушивания остается только один: так когда же новый альбом?
Geoffrey Keezer
«Live at Birdland»
(MarKeez, 2024)
Слушать
Джеффри Кизер — пианист высшего уровня. Он по-настоящему виртуозен и изобретателен. В его игре находится место и отточенному мастерству, и искрометному юмору, и искренней эмоции. Уроженец городка О-Клэр, штат Висконсин, Кизер — классический джазовый работяга. Это отчетливо слышно в его манере, в бесконечном стремлении к совершенству. Новый альбом «Live at Birdland» — подарок для ценителей. В основе сюжета — музыка Чика Кориа и Уэйна Шортера. Выбор небанален: например, три из четырех композиций Шортера взяты из так до сих пор и непонятых альбомов «Phantom Navigator» и «Joy Ryder». Впрочем, едва ли это случайность: и Кизер, и еще один участник трио, басист Джон Патитуччи, успели поработать в составах позднего Шортера. Патитуччи к тому же не одно десятилетие был участником акустических и электрических составов Кориа. Чувствуется, что Кизер и Патитуччи знакомы с материалом не понаслышке. При поддержке барабанщика Клэренса Пенна к прочтению оригинала они подходят смело, но в то же время без вольностей. Это тонкая и умная работа. Главное в ней — интонация. Это не утверждение, а поиск, не единственно правильное решение, а лишь одно из множеств. Альбом развивается как дружеская беседа, где мысль льется неторопливой рекой. Композиции перетекают из одной в другую настолько органично, что соблазна вмешаться и прервать разговор не возникает ни разу. Это редкое чувство гораздо ценнее того, что описывается расхожим штампом «слушать на одном дыхании».
Neil Swainson
«Here for a While»
(Cellar Music, 2024)
Слушать
Дебютный альбом канадского контрабасиста Нила Суэйнсона «49th Parallel» вышел еще в 1987 году с легендарными Джо Хендерсоном и Вуди Шоу в составе. Однако затем наступила пауза на долгих 35 лет, и только в 2022-м у Суэйнсона наконец-то вышла новая пластинка под названием «Fire in the West». Все эти годы он не простаивал, а наоборот, был настолько загружен работой, что на запись нового материала ему не хватало ни времени, ни сил. Тем не менее постоянные туры и выступления с самыми разными составами, активная преподавательская деятельность не превратились для Суэйнсона в поденщину и не отбили желание продолжать сочинять свою музыку. К композиторскому дару добавились практический опыт, житейская мудрость и глубокое понимание музыки. В своей новой работе «Here for a While» Суэйнсон искусно работает с формой, чередуя размеренные вальсы с залихватскими бибоповыми номерами, переходя от задумчивых баллад к напористому блюзу, расцвечивая повествования бразильскими ритмами босса-новы и самбы. Он избегает решений в лоб и деликатно работает с джазовым наследием, при этом каждая композиция на «Here for a While» звучит современно и свежо. Тонко расставленные акценты в затейливом гармоническом рисунке, нетривиальные мелодии, умелое управление динамикой и интенсивностью добавляют интриги там, где, казалось бы, всё давно понято и пройдено, и волей-неволей заставляют навострить уши. Басовые линии Суэйнсона изобретательны, но сам он не стремится построить себе нерукотворный памятник. Скорее, закладывает надежный фундамент, на котором расцветает взаимодействие состава с великолепной пианисткой Рини Роснес во главе. «Here for a While» хорош и своей цельностью, и множеством музыкальный деталей, и общим правильным ощущением: дорогу осилит идущий, если не сдаваться и не требовать от жизни многого. Да и вообще всё приходит с опытом.
Sunlight
«Live at FM Club»
(Jazzist, 2024)
Слушать
Альбом 2007 года, который никогда в цифровом виде не выпускался, неожиданно получил новую жизнь после переиздания на лейбле «Джазист». Когда «Live at FM Club» впервые был записан, всё было совсем другим: и музыканты, и Москва, да и мы с вами. Место под названием FM Club тоже больше не существует. Хотя подобные размышления способны вызвать приступ ностальгических чувств, сама музыка к этому не располагает. Она совсем не потеряла ни в актуальности, ни тем более в драйве. После прослушивания каждый раз возникает стойкое ощущение, что этому фанки-фьюжну с цепкими грувами, цепкими соло и джемминговым угаром, которому позавидовала бы даже группа Vulfpeck, и через сто лет всё так же не будет сносу. Молодые Николай Моисеенко (саксофон), Евгений Лебедев (клавишные), Юрий Топчий (гитара), Андрей Шило (бас) и Алексей Кравцов (барабаны) к тому моменту уже получили высшее мастерство, но еще не выучили слово «продукт», а потому выдали все свои умения на-гора и от чистой души. В 2000-х местное отделение журнала Billboard писало о Sunlight как о группе, собирающей на своих концертах «продвинутую молодежь столицы». Сейчас, в эпоху кратких формулировок, остается констатировать, что «Live at FM Club» — это полный… «развал». Ну, вы поняли.