Живущий в Нью-Йорке австралиец Трой Робертс, трехкратный номинант на премию «Грэмми», бывает очень разным. Он может играть типичный мейнстрим и музыку близкую к фанку, как в серии его проектов Nu-Jive. Может играть только на своем любимом тенор-саксофоне или использовать чуть ли не всё семейство саксофонов, а то и вовсе самостоятельно играть партии почти всех инструментов, как на альбоме «Stuff I Heard» (2020). Он может исполнять собственную музыку и с не меньшим вдохновением играть чужую. В одном его отличает железная последовательность: за шестнадцатилетнюю карьеру в джазе он выпустил шестнадцать альбомов в качестве лидера. Поэтому меня не удивило появление в 2024 году его новой работы «Green Lights», а интриговало лишь то, каким Трой предстанет перед слушателями на этот раз.
Предстал здесь Робертс в качестве лидера очень мощного квартета, в котором за ударную установку сел его давний партнер по многим записям и концертам Джимми Макбрайд, а компанию им составили не нуждающиеся в представлении гитарист Пол Болленбэк и Джон Патитуччи на контрабасе. С этими партнерами можно свернуть горы, и в качестве таковых Трой Робертс предложил ансамблю полностью авторскую программу из девяти композиций и тридцатисекундного эпилога под названием «Soundcheckin’».
Стилистически программа выглядит несколько размытой. Здесь есть композиции, условно говоря, с нейтральной полосы между фьюжном и мейнстримом — таковы, на мой взгляд, титульная «Green Lights», которую Трой поставил стартовой, или «Harry Brown», лучшая (опять-таки на мой взгляд) композиция в программе. Они очень симпатичны за счет ненавязчивого грува и приятных мелодий. Пьесы балладного плана типа «Jive Dumpling» или «The Scotsman’s Ballad», в которых есть отчетливый свинг и нет лишней слащавости, примирят с Робертсом даже радикальных пуристов. Интересно построил Трой композицию «Solar Panels» с диалогом ударных и саксофона во вступлении, а в «Up to No Good» яркому соло лидера предшествует замысловатое интро с участием ударных, баса и того же саксофона. Тенор-саксофон Робертса хорош во всех пьесах, и технически этот музыкант, кажется, вообще не испытывает проблем, хотя эмоциональности в его игре, за исключением, пожалуй, «Up to No Good», могло бы быть и больше. Соло Робертса звучат слишком рассудочно и предсказуемо.
Очень понравился Болленбэк, который местами, на мой вкус, даже переигрывает лидера квартета. Особенно эффектно гитара звучит в «By Your Side» и «Harry Brown». С другой стороны, надо отдать должное Робертсу, предоставившему Полу обширное поле для сольных партий.
Ну а в целом альбом, крепкий и сбалансированный, занял достойное место в обширной дискографии Робертса, хотя я бы не назвал «Green Lights» вершиной творчества этого талантливого и очень плодовитого саксофониста и композитора.