Phil Dawson ٤-tet
«Don’t Waste
Your Ancestors’ Time»
(Funkiwala Records, 2024)

«Не тратьте время ваших предков зря» — так называется альбом лондонского гитариста Фила Доусона и его группы, в которой собрались сливки британской афробитовой и фьючер-джазовой сцены. Если имя Доусона вам и незнакомо, то его гитару вы наверняка могли слышать на многих отличных записях, представляющих лондонскую афро-бразильскую музыкальную диаспору. В качестве бэндлидера он руководит собственным коллективом, и эта запись — их второй лонгплей. В качестве сайдмена Доусон успел поиграть с Хью Масекелой, Тони Алленом, Мулату Астатке и такими прославленными африканскими коллективами, как Osibisa и Baranta. Фил давно и плотно сотрудничает с Деле Сосими, едва ли не главным исполнителем афробита в Лондоне, успевшим в молодости набраться опыта у самого Фелы Кути в коллективе Egypt 80. Деле Сосими, конечно же, гостит на новом альбоме Фила Доусона, и далеко не только он. Среди других имен на обложке — саксофонист-ветеран Тони Кофи, игравший с Абдуллой Ибрагимом и Cymande, трубач Ник Уолтерс из Ruby Rushton и даже вездесущая флейтистка Тамар Осборн (Collocutor). За перкуссию у Доусона отвечает еще один яркий деятель лондонской импров-сцены Маурицио Равалико, чью прошлогодняя сольная работа «A Thousand Rawhide Diaphragms» была приятным открытием.

«Don’t Waste Your Ancestors’ Time» — это яркая и небанальная смесь афро-бразильской музыки, фанка и даба с импровизационным джазом и речитативом. Название альбома вдохновил своим творчеством нигерийский писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе Воле Шойинка, и это название можно интерпретировать как призыв помнить свое духовное наследие и ценить то, за что боролись предки, «ценить свое прошлое, чтобы добиться прогресса в будущем».

Альбом открывается десятиминутной композицией «Ghanaba», посвященной Кофи Гханаба (он же Гай Уоррен), виртуозу ударных из Ганы и одному из изобретателей западноафриканского джаза, игравшему в группе The Tempos, которая сильно повлияла на пионера афробита Фелу Кути. Стремительный хаос ударных и перкуссии уводит этот стремительный и нервный хайлайф в диковинные импровизационные джунгли, а игра Роуленда Сазерленда на флейте и Тони Кофи на саксофоне выше всяких похвал. Центральное место на альбоме занимает композиция «Ilé», состоящая из двух частей. «Ilé (part 1)», украшенная вокалом Деле Сосими и Биолы Досунму и начинающаяся как футуристичный афро-фьюжн, постепенно погружается в бескомпромиссную фри-джазовую абстракцию.

Настроение альбома переключается благодаря смелой интерлюдии «Pralaya», где медитативные вибрации разгоняются в стремительную уличную самбу, полную грязных гитарных риффов и электронных эффектов в духе Squarepusher и Suba. На «Shifting Sands (Mainline)» музыканты создают идеальный фон для голоса Хадижату Дойне, поэтессы и исполнительницы в жанре декламации, в чьей манере здесь сочетаются элементы рэпа, вокализа, госпела и политической проповеди в стиле Фелы Кути. Полный танцевального грува номер «Now Rise Up» берет за ритмическую основу камерунскую музыку бикутчи и скрещивает ее с фри-джазовой какофонией в исполнении флейты Сазерленда и перкуссии Равалико.

Финальный номер «Ilé (Iyesa) a.k.a Ilé (part 2)» звучит как микс босса-новы и светлого спиричуэла, а вокал Сосими и Досунму, поющих на языке йоруба, делает вещь одним из самых выразительных эпизодов альбома.

Филу Доусону удалось создать красивый гибрид африканской музыки и джаза с любовью и глубоким знанием обоих. Музыканты вдохновенно творят буквально каждую секунду, неоднократно заставляя слушателя потеряться во времени и пространстве.


Слушать на Bandcamp | Spotify | YouTube

 

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии