Альбом дебютантов Edrix Puzzle вышел на лондонском лейбле On the Corner как нельзя вовремя: казалось, в 2022 году рекорд-компания слегка приуныла, но с помощью этой большой и интересной работы взяла реванш и вновь подтвердила свой авторитет в мире слегка сумасшедшего джазового фьюжна. У истоков проекта стоит многоопытный барабанщик и продюсер Нэйтан Кьюрран, причем представлен здесь он сразу в двух испостасях — под реальным именем как ударник и под своим продюсерским псевдонимом Tugg. Тем, кто следит за продукцией On the Corner, должно быть хорошо знакомо название Planet Battagon — квинтета под руководством Кьюррана, который сочиняет футуристичную музыку под влиянием мифологии Сан Ра (сами музыканты называют ее дроид-джазом). Пару лет назад ансамбль Planet Battagon выпустил альбом «Trans-Neptunia», имеющий прямое отношение к нынешней пластинке Edrix Puzzle. Пожалуй, можно даже сказать, что новый проект был создан для продолжения и развития озвученных тогда идей.
На «Trans-Neptunia» синтезаторы, драм-машины и электронные эффекты встречались с живой джазовой импровизацией в пугающем танце где-то в далекой галактике. «Coming of the Moon Dogs» тоже черпает вдохновение в космическом сай-фае; действие по-прежнему разворачивается в придуманном мире Планеты Баттагон и ее токсичных обитателей. Но музыка Edrix Puzzle звучит на порядок монументальнее — здесь меньше рейва, зато больше мелодичности и, собственно, джаза. Живые инструменты выходят на первый план. Бронебойная ритм-секция (Оли Савилл на перкуссиях и Том Мейсон на контрабасе) обеспечивает глубокий, почти дабовый грув, а духовые (Мартин Слэттери на бас-кларнете и саксофоне) последовательно нагнетают нуар.
Хотя саунд Edrix Puzzle более чем оригинален, музыканты не стесняются наполнять фактуру ссылками на работы других сочинителей и цитатами из них. Ключом к собственному звучанию они называют «Rain Dance», композицию Херби Хэнкока с пластинки 1973 года «Sextant» — заключительной части в «трилогии Mwandishi», на которой Хэнкок отошел от джазового мейнстрима и обратился к авангардной электронике. Другие очевидные референсы — межгалактический афро-деконструктивизм Сан Ра, альбом «Melodies from Mars» Aphex Twin или же скрипичный джаз «Journey of the Black Star» Майкла Уайта.
Мгновениями, как, например, в композиции «V11», Edriх Puzzle как будто вдохновляются настроением «Bitches Brew» и «On the Corner» Майлза Дэвиса, но при этом добавляют в него мощную порцию даба в традициях Билла Ласвелла или Jah Wobble. На «Haunted Soldiers of Rhea» можно обнаружить прямые переклички с «Mwandishi» Хэнкока. На этом номере, одном из самых красивых на альбоме, группа выращивает из своего звука причудливый гибрид, скрещивая плотный фанковый бит, оглушительный саксофон и ностальгические электронные эффекты.
Особенное место в инструментарии Edrix Puzzle занимает скрипка Даррена Берри. Она появляется только в трех композициях, но моменты с ее участием могут показаться самыми непростыми на альбоме. Если на «Shadow of Phobe» она естественным образом вписана в происходящее вокруг, то на «Deep in Dione» она уже захватывает звуковое пространство своим истеричным диссонансным соло. Завершается альбом пугающей межпланетной трансляцией под названием «Cry Wolf». Соло на контрабасе в сочетании с трип-хоповой электроникой оставляет жирное многоточие в этой странной работе.
«Coming of the Moon Dogs», без сомнений, украсит и без того экзотический звуковой паноптикум On the Corner. Но при всем своей буйстве эта работа подхватывает знамя, которое несли сверхпопулярные фьюжн-джазмены в 70-х. Ее даже, пожалуй, можно рассматривать как шаг навстречу широкой аудитории, которую она вполне заслуживает.
Слушать на VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp